Образ России в творчестве А.Архипова и Ф.Малявина

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи активно действует выставочный проект под названием «Адепты красного. Абрам Архипов и Филипп Малявин», приуроченный к двум юбилейным датам: к 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина в 2024 году и 95 лет со дня смерти Абрама Архипова в 2025 году.

В этом проекте задействовано 20 участников, среди них: Государственный Русский музей (г.Санкт-Петербург), Государственный исторический музей (г.Москва), Научно-исследовательский музей  Российской академии художеств (г.Санкт-Петербург), Нижегородский государственный художественный музей, другие музеи и частные собрания.

Для Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса это событие очень знаменательно, так как  Художественно-исторический музей им. А.В.Григорьева (г.Козьмодемьянск) вошёл в двадцатку участников данного проекта. 

В собрании художественно-исторического музея им. А.В.Григорьева имеется художественное полотно Абрама Ефимовича Архипова «Весенний день» (1913), именно это произведение временно отправилось В Третьяковскую галерею, и сейчас экспонируется на выставке «Адепты красного. Абрам Архипов и Филипп Малявин».

Абрам Архипов (1862–1930) и Филипп Малявин (1869–1940) выдающиеся мастера русского искусства конца ХIХ – первой четверти ХХ века. Оба художника – яркие представители русского импрессионизма, центральным в их творчестве стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом народной России. Выставка строиться на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров.

Оба художника родились в многодетных крестьянских семьях и рано проявили способности к рисованию. Благодаря настойчивости и силе характера им удалось преодолеть путь от деревенских подмастерьев иконописцев до виртуозов кисти. Свои самые известные картины оба создали в Рязанской губернии – Архипов много работал в Егорове, Солотче и других сёлах, а Малявин приобрёл имение неподалёку от деревни Аксиньино.

Творчество Малявина и Архипова сближает виртуозное использование красного цвета. С древних времён он имел сакральное значение, ассоциировался с жизнью, солнцем, пожаром, кровью, жертвенностью и т.д. В русской традиции красный цвет прочно связан с цветом старинных народных костюмов, праздничным украшением ярмарок и балаганов. Значение красного в русском языке является синонимом красивого, означает красоту и страсть. В начале ХХ века он прочно связался с революционной символикой, а после революции 1917 года стал официальным цветом новой власти и флага Советского государства.

В Живописи красный цвет известен с эпохи Античности, и на протяжении веков остался цветом благородства и величия. Малявин и Архипов вернули ему архаическое значение жизненной силы и энергии. На своих полотнах художники разыгрывали целые красочные симфонии, наполнили радостными смыслами. Оба художника нашли свой секрет воздействия на зрителя для выражения целого спектра эмоций – от глубокого трагизма до безграничного веселья.

Смелость Малявина заключается в оригинальной трактовке народных образов. Героинями его полотен становятся дородные девицы, бабы в нарядных ситцевых рубахах, сарафанах, юбках, поневах. Они излучают радость, смех, веселье и т.д. Крестьянская тема стала главенствующей в его творчестве, свидетельством этого стало масштабное полотно «Вихрь» (1906).

Живопись Архипова с 1910-го года завораживает передачей световоздушной среды, а также изысканной градацией красноватых оттенков. Всё заметнее в его картинах становятся лучи яркого дневного света.

Он увлечённо работает над изображением пышущих здоровьем энергичных крестьянок в пламенно-красных одеждах. Картина «Весенний день» из собрания Художественно-исторического музея им. А.В.Григорьева является одной из лучших жанровых произведений Абрама Архипова. К тому же, сам художник, считал её лучшим вариантом из серии «В гостях». Специалисты Нижегородского государственного художественного музея полагают, что картина «Гости» (1914) является вариацией работы «Весенний день» (1913), и обе работы написаны после посещения уездного города Гобратова Нижегородской губернии, где художник делал много этюдов деревенских женщин, радуясь новым типам, молодым и в возрасте, веселым и шумным. Со слов куратора выставки Евсеевой Екатерины Дмитриевны, Абрам Архипов, скорее всего, заезжал в этот городок, возвращаясь от своего друга художника Василия Ликина, который жил в Нижнем Новгороде.

Работая над излюбленной темой «крестьянка в красном», он всегда наряжал их в любимый красный цвет. Они охотно приходили к приветливому, простому в общении, серьезному в работе Абраму Архипову и позировали за деньги. Художник хорошо им платил, и они впоследствии вспоминали, что на эти деньги можно было и крышу починить, и на похороны скопить и т.д.

В послереволюционное десятилетие он создал целую галерею подобных портретов. Родная Рязанщина навсегда осталась для Абрама Архипова любимым местом на земле. Обычно он жил недалеко от Рязани, в районе Солотча. Там он написал известные полотна «Девушка с кувшином», «Крестьянка в зеленом фартуке».

         Более 30 лет он отдал преподавательской деятельности, среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Мартирос Сарьян, Фёдор Богородский, Сергей Герасимов, Борис Иогансон, Владимир Мешков, Аркадий Пластов, Константин Юон, и наш марийский советский художник, общественный деятель, академик и собиратель коллекций Александр Григорьев.

         Сотрудники Козьмодемьянкого музейного комплекса сердечно благодарят руководство Третьяковской галереи, организаторов выставки, а также куратора выставочного проекта ««Адепты красного. Абрам Архипов и Филипп Малявин» Евсееву Екатерину Дмитриевну за подробную и познавательную экскурсию по экспонатам данного проекта.

 

Текст напечатан на основе посещения выставочного проекта
 «Адепты красного. Абрам Архипов и Филипп Малявин».
Л.Артемьева
#адептыкрасного

Архипов и Малявин
Фотоальбом полностью в нашей группе Вконтакте https://vk.com/album-99416429_306523055

Поделиться новостью
Адреса музеев
Сообщите о любой проблеме и получите ответ от органов власти Отправить сообщение
Партнеры