Страховая доска - это металлическая табличка, изображающая логотип страхового общества, где страховали то или иное движимое (домашняя обстановка, инвентарь, экипажи и т.д.) или недвижимое имущество (частный дом, квартира или казенное здание). Такой знак страхования от огня обычно выдавался клиенту вместе с полисом.
Как правило эти таблички располагались на хорошо видимых, но труднодоступных местах на фасадах зданий, над дверью застрахованной квартиры и т.д.
Несгораемость таблички было важным фактором: в случае пожара, когда могли сгореть и страховые документы, она становилась свидетелем. Пожарные по страховой доске видели, представителей какой страховой компании нужно вызвать. Еще немаловажным назначением доски на стене дома, на мой взгляд, все-таки была пресловутая реклама. В наш век телевидения и интернета с рекламой проблем нет. А более ста лет назад вопросы рекламы решали разными способами. В том числе и так, размещая на лобном месте здания информацию о страховой компании. Подобные рекламные истории были связаны и с обертками конфет и шоколада, бонбоньерками (металлическими и картонными коробками для конфет) и т.д. Страховые доски выполняли также функцию так называемой социальной рекламы, предлагая материально защититься от всякого рода несчастных случаев. Подобные штампованные таблички страховых услуг подчеркивали не только статус застрахованного, но являлись еще и украшением дома: имели изысканный дизайн и окрашивались в несколько цветов.
Подобные страховые доски («fire marks» (в переводе с английского – «знаки огня, пожара») в качестве опознавательного знака стали использовать компании страхования от огня в конце XVII века в Англии (с 1682 года).
В России логотипы страховых компаний появились к середине XIX века, массово же - в конце XIX - начале XX века.
В нашей стране появление первого «знака огня» относится к 1827 году. Полис №1 «Первого Российского страхового от огня общества» был получен Г.А. Мордвиновой при страховании особняка в Санкт-Петербурге. Вместе с полисом была получена и первая страховая доска. Ее супруг был управляющим этой новой для России страховой компании.
В последующие десятилетия на территории империи было 18 акционерных компаний, более двух сотен местных городских обществ взаимного страхования от огня, а также земские страховые общества. Все они были уполномочены выдавать свои отличительные металлические знаки.
Страховые доски были «большие» и «малые». Большие, высотой до 25 см, крепились на фасадах зданий. Малые, величиной с ладошку, получали при страховании движимого имущества.
Страховых компании, как сказано выше, было немало. Поэтому в нашей коллекции представлено широкое разнообразие «знаков огня». Горожане и селяне имели возможность выбирать ту компанию, чьи условия и страховая сумма были более выгодны.
Страховые доски обычно изготавливали овальной или прямоугольной формы, реже - круглой, квадратной, ромбовидной, шестигранной или др. Они производились в фабричных условиях способом штамповки или литья и обычно имели рельефную поверхность.
Первоначально краски (эмаль) на доски наносились вручную, а затем с 1880-х годов использовали технику, которую тогда называли хромолитография (правильнее, металлохромия - окрашивание металлов гальваническим способом).
Доски акционерных страховых компаний изготовлялись централизованно, а затем пересылались в региональные представительства. Изображение, текст и шрифт на страховых досках со временем менялись.
Страховые компании России учреждались в разные годы, но 1918 год подвел всем им общий итог: они были упразднены.
Вашему вниманию предлагается выставка страховых досок из коллекции Козьмодемьянского музейного комплекса. Они, скорее всего, могли принадлежать жителям нашего города и уезда.
Экспонат №1.