Воронов Александр Викторович

Радуга мастера Александра Воронова

Радуга – это и сочетание цветов с переходом от красного к фиолетовому (помните: каждый охотник желает знать, где сидит фазан), это и солнечная дуга (ведь глубинное значение «ра» – это солнце). Радуга – это и то, что радует каждого, будь то ребенок или взрослый, кто после теплого дождя смотрит на небо и видит уникальное природное явление. Радуга по сути своей всегда созидательна, подпитывает позитивом: ведь она играет своими мягкими полувоздушными красками, сменяя дождливый хмурый цвет неба.

У настоящего мастера тоже есть своя радуга, которой он делится с другими людьми. Эта радуга рукотворная. Она тоже созидательная. Ведь то, что создает талантливый мастер, будь то художник, музыкант, танцор, прикладник, резчик по дереву, делает нашу жизнь красивее, добрее, теплее и радужнее.

Радуга мастера, о котором пойдет речь, – это его работы из дерева, созданные умелыми руками. О мастере Александре Викторовиче Воронове сказано было немало. Он хорошо знаком и козьмодемьянцам, и в республике, и за ее пределами. Работа с деревом, тёплым и пластичным природным материалом, – это и основное занятие мастера, и его увлечение.

В этой статье прозвучит рассказ о самом мастере, о том, что уже сделано им, и о том, какие идеи еще хотелось бы воплотить в жизнь.

Козьмодемьянск – город, в котором Александр родился, вырос, работает, словом, как говорят, пустил корни. В последние дни декабря 1967 года в семье Екатерины Николаевны и Виктора Фёдоровича Вороновых родился первенец – сын Саша.

2
Маленький Саша с родителями – Екатериной Николаевной и Виктором Фёдоровичем.

Казалось, ничто не предвещало беды, но через несколько лет после его рождения ушел из жизни отец. Тогда мама ждала второго сына Юру (1970 г.). Так Екатерина Николаевна осталась одна с двумя мальцами.

3Братья Саша (слева) и Юра.

В трудное лихолетье Сашу забирали к себе в заволжскую деревню Ахмылово бабушка Мария Александровна и дед Николай Матвеевич, он был участником и инвалидом войны. Вот тут-то на лоне природы около Ахмыловского озера мальчик наблюдал жизнь, идущую своей чередой. Отдельных уроков воспитания и взросления не было: повседневная жизнь и обучала, и воспитывала. Сашу, можно сказать, не учили, как держать молоток, гвозди, как строгать и пилить. Дед работал, а внук внимательно наблюдал, запоминал и учился. Хоть Николай Матвеевич и был конюхом, но мужские премудрости знал исправно. В те времена все мужчины (впрочем, как и женщины) умели многое делать своими руками. Это сейчас есть сервис «муж на час» или различные клининговые компании. А тогда люди были старомодные, в хорошем смысле этого слова. Других мужчин на селе и не делали, только рукастых (руки из нужного места росли), мастеровитых. Хочешь – дом для своей семьи срубят, хочешь – хозяюшке рубель узором украсят.

Дерево как уникальный природный материал привлекало мастера с малых лет. Саша запомнил, как в его детстве дед делал мостки на озере. Вот и Саше захотелось повторить дедово ремесло. Первыми, что он сделал самостоятельно, были модельки самолетиков, вырезанные ножичком, сначала не шибко умелые, но зато свои. Потом были деревянные кораблики, которые любили мастерить в то врем многие мальчишки, вырезал из плотных глиняных пластов ножом «каменные» крепости. А еще остались в памяти поездки с дедом на лошади за мукой в село Губинское. Или как четырехлетнему мальчугану давали взрослые лыжи и палки, и вперед кататься. Маленьких лыжек, увы, не было. Да, было и такое детство, но от этого не менее, а может, и более счастливое, нежели сейчас. Время, проведенное у бабушки с дедушкой, куда он любил ездить и в школьные годы на каникулах, запомнилось на всю жизнь.

Когда деревенька Ахмылово и озерцо из детства должны были упокоиться под волжскими водами в связи с затоплением при пуске Чебоксарской ГЭС, бабушка и дедушка в 1978 году переехали на Красногорку, что недалеко от Козьмодемьянска. Купленный дом, где стали жить, пришлось приводить в порядок – ремонтировать. И тут снова замелькали инструменты в руках старших. Дед уже был староват для этого дела. Помогал сын Александр Николаевич, он делал наличники. А тринадцатилетний внучек Саша был «подмастерьем». Даже детали для одного из наличников Саша пилил и строгал сам, потом собирал, конечно, не без помощи дяди. Так появился первый опыт «взрослой» самостоятельной работы с деревом. Вот тогда и зародилась в нашем будущем мастере любовь к домовой резьбе, украшающей жилище. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что Александром Викторовичем на заказ было изготовлено четыре наличника в натуральную величину. И это была только ручная работа, а не на запрограммированном станке.

4Наличник, изготовленный мастером для одного из домов Козьмодемьянска.

 5

Наличник, изготовленный мастером для одного из домов Козьмодемьянска.

Саша учился в школе №3, после восьмого класса поступил в ГПТУ №10, обучался на наладчика токарных автоматов. Вспоминая годы учебы в училище, он не преминул упомянуть имя преподавателя Петра Ивановича Черепанова, чей резной наличник украшал фойе здания. Появилось желание сделать свою модель наличника.

6ГПТУ №10, фойе. Резной наличник преподавателя училища П.И. Черепанова, который вдохновил Александра Воронова.

После окончания училища жизнь пошла своим чередом: служба в армии, женитьба. После армии с 1988 года начал работать на станции юных техников, которая тогда была на улице Ленина (здание бывшего ДОСААФ). Александр Викторович стал учить ребят судомоделизму. Ребята под руководством наставника со своими моделями принимали участие в республиканских соревнованиях, занимая разные места. В школьные годы с 7-го класса Саша, как и его воспитанники, тоже ходил на станцию на занятия по авиа- и судомоделизму. А еще резал из липы разделочные доски, шкатулки, украшая их при помощи ножичка-косячка геометрической резьбой.  

В 2002-м году Александра Викторовича пригласили работать в Козьмодемьянский музейный комплекс заведующим столярной мастерской, где он работает и по сей день. Это было правильное решение. Более чем за два десятка лет сделано профессионалом своего дела немало. А к делу он относится с душой.

В разные годы А.В. Воронов принимал участие в создании новых экспозиций музейного комплекса, изготавливал рамы для картин художественной коллекции, витрины, карнизы для Художественного музея и для Музея купеческого быта, взяв за основу старинный экспонат. Им изготовлено немало реквизитов для различных музейных мероприятий.

7Стилизованная мельница Этнографического музея.

 8

Сувенир «Мельница Этнографического музея».

 9

Сувенир «Щелкунчик».

10Чучело Масленицы. 10.03.2019 г.

11Рама на подставке. 20.08.2019 г.

12Указатели музеев.

Подъезжая к Этнографическому музею им. В.И. Романова на машине, посетители обязательно увидят деревянную вывеску с названием музея и его символом – объемной мельницей с вращающимися лопастями. Это тоже работа мастера.

13Вывеска Этнографического музея им. В.И. Романова.

Достойным наглядным экспонатом в Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева стал макет Козьмодемьянского острога начала XVII в., созданный по рисунку 1636 года немецкого историка и путешественника Адама Олеария. Работа велась в 2011–2012 годах. Теперь посетителям музея предоставлена возможность в объеме увидеть наш город в первые десятилетия своего существования.

14Работа мастера над макетом Козьмодемьянского острога.

 15Макет Козьмодемьянского острога в Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева.

 Учитывая умение мастерски работать с деревом, аккуратность и своевременность исполнения, Александру Викторовичу была поручена сложная и ответственная работа по изготовлению резного иконостаса, царских врат и другого внутреннего убранства для старообрядческого храма во имя иконы Пресвятыя Богородицы Всем Скорбящим Радость села Семёновки (Марий Эл). Александр резал в технике геометрической резьбы.

16Интерьер старообрядческого храма во имя иконы Пресвятыя Богородицы Всем Скорбящим Радость села Семёновки.

 17

Интерьер старообрядческого храма во имя иконы Пресвятыя Богородицы Всем Скорбящим Радость села Семёновки.

 18Царские врата старообрядческого храма.

Любовь к судомоделизму, проявившаяся еще в детстве с изготовления деревянных корабликов, сопровождает Александра Викторовича многие годы.

Он долго вынашивал идею создать макет знаменитой беляны, этакого плота в виде корабля для сплава пиленого обработанного леса. Такие суда ходили во Волге, когда она еще была главной сплавной артерией. О них мало кто знает, но история их изготовления и сплава удивительная. Мастер нашел чертежи и изготовил в разные годы две модели в масштабе 1:100.  Модели белян, собранных на Ветлуге (от волжских белян ветлужские отличались размерами: первые были крупнее, вторые меньше: их размер был до 60 метров), сейчас экспонируются в Музее купеческого быта.

19Модели белян, выполненных мастером А. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Модели мастера были по достоинству оценены специалистами. Самая первая в 2016 году заняла 2-е место в международном конкурсе стендовых моделей «Кубок университетов» (г. Санкт-Петербург). А вторая модель уже в 2017 году была удостоена 1-го места в международном конкурсе стендовых моделей «Кубок университетов» (г. Санкт-Петербург) и 1-го места на конкурсе «Кубок Цемесской бухты», проводимый в Новороссийске.

20Александр Воронов с моделью беляны в Санкт-Петербурге.

 21

Модель беляны на конкурсе в Новороссийске.

Однажды к Александру Воронову обратился руководитель парусного клуба «Паллада» Андрей Владимирович Желудкин. По его просьбе мастер в 2021-м году изготовил макет косной лодки в масштабе 1:10. Такую коснушку в свое время можно было увидеть на волжских просторах. Потом Андрей Владимирович вместе с ребятами мастерили такую лодку в натуральную величину. А дальше был следующий проект – модель ушкуя – речного парусного гребного судна в виде лодки, на которой промышляли в старину разбойники.

22Модель коснушки в руках мастера. 2021 г. На заднем плане лодка в натуральную величину, сделанная руками воспитанников парусного клуба «Паллада».

Долгое и плодотворное сотрудничество А.В. Воронова связано с Музеем купеческого быта им. А.В. Муравьева. Умелый мастер занимается восстановлением старинной мебели и предметов быта, тем самым сохраняя для последующих поколений наследие предков. За что ни возьмется мастер, в его руках любая столярная работа спорится.

Расположенный в доме А.И. Шишокина музей воссоздает интерьеры богатого уездного купеческого дома конца XIX – начала XX веков. Среди предметов мебели, функционально заполняющей пространство, есть и милые безделушки – подставки под цветы, которые вносят эстетику и радуют глаз. Цветочную подставку называют благозвучным словом – жардиньерка.

Вещи, служившие человеку почти столетие назад, требуют заботы и добродетельного участия мастера. Две старушки-жардиньерки в плачевном состоянии и попали в руки музейного умельца – Александра Воронова. Потертости, утраты элементов конструкции, растрескивание деталей, разрушение древесины – вот неполный перечень заболеваний антикварных предметов. Александр взялся за их восстановление – вдохнул в них новую жизнь. В руках мастера жардиньерки ожили, заиграли своей былой красотой. Их можно увидеть в парадной гостиной и столовой дома, они по-прежнему исполняют свое былое предназначение – служат подставками под цветы.

23Жардиньерка, восстановленная мастером А.В. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

 24Жардиньерка, восстановленная мастером А.В. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Когда Александр трудился над одной из жардиньерок, он принес показать фотографию из своего домашнего архива. На снимке конца 1940-х годов была запечатлена его мама Екатерина Николаевна. Она была родом из деревни Ахмылово, в послевоенные годы жила в Козьмодемьянске. Вот, скорее всего, в нашем городе и была сделана та фотография. Удивительное совпадение: на фотографии женщина опирается на старинную жардиньерку, очень похожую на ту, какую восстанавливал спустя более полувека ее сын. Может, это та самая подставка? Так хотелось бы в это верить: ведь руки матери облокотились на нее, а руки сына с любовью могли сохранить ее для нас.

25Воронова (Михайлова) Екатерина Николаевна, мама. Фото кон. 1940-х гг.

В коллекции Музея есть несколько старинных машинок «Зингер». Одна из них с ножным приводом. Сначала старушка была «та еще штучка»: потертая поверхность самой машинки, самодельная столешница вместо оригинальной, неродная ржавая чугунная станина, важный механизм – челнок – отсутствовал. Музейные работники вынесли неухоженной старушке «модный приговор»: вернуть былое величие и эстетику во внешнем облике! Умелые руки музейного мастера Александра Воронова сделали невозможное: была поставлена «родная» зингеровская станина, очищена от ржавчины и окрашена в черный матовый цвет, ничем не отличающийся от заводской краски, заменена и восстановлена столешница, на которой стояла машинка, добавлен кожаный ремень. И самой главное: нашелся челнок в виде пули. Вот теперь, став уже красавицей, в ее адрес можно воскликнуть: «И даже такая преобразилась!».

26Машинка «Зингер», восстановленная А. Вороновым.

Отдельного внимания заслуживает нечасто встречающийся в музейных коллекциях экспонат – старинная стиральная машинка, предположительно, начала XX века. Она изготовлена в Америке и в свое время бытовала, по сведениям А.В. Муравьёва, в купеческой семье Бычковых. Машинка попала в музей лет тридцать назад, она состояла из двух разрозненных деталей: из ворота с лопастями и отжимного устройства. Бочка ко времени поступления в музей рассыпалась. За восстановление экспоната снова взялся сотрудник музейного комплекса Александр Воронов. Специально по чертежам была изготовлена бочка, которая объединила два главных звена машины: ворот и отжим, найдены металлические крепления. В его руках помощница по хозяйству обрела вторую жизнь. Хоть сейчас стирай! Теперь посетители воочию могут видеть, что представляет собой старинная машинка и как ею стирали белье.

27Американская стиральная машинка начала XX в., восстановленная А. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Несколько слов о восстановленном шкафе для посуды, который занял свое место в столовой дома купца-лесопромышленника Шишокина. Сам шкаф с застекленными створками и торцевыми стенками очень интересен по конструкции, отделан текстурным светлым дубовым шпоном. Но вид был плачевный. Мастер рассмотрел в «гадком утёнке» «прекрасного лебедя» и взялся за работу, основательную, добротную, с душой. Через несколько месяцев шкаф стал частью музейной коллекции и добавил в столовой видимый уют и душевность. Ба-ба-ба, теперь совсем другой коленкор!

28В мастерской. Шкаф готов к переезду в Музей купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

29Шкаф, восстановленный мастером А. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Кресло «Дуга, топоры и рукавицы», выполненное в русском стиле, находится в нашей коллекции уже не одно десятилетие. Бытовало оно в семье городского головы, хозяина Козьмодемьянской типографии, купца Григория Петровича Зубкова. Предположительно, мастерил его козьмодемьянский умелец еще до революции.

Идея создать кресло в русском народном стиле принадлежала петербургскому мастеру-краснодеревщику Василию Шутову в конце XIX века. Именно он придумал использовать в конструкции кресла крестьянские атрибуты: спинка и передние ножки выполнены в виде дуги для лошади, подлокотниками стали два стилизованных топора, сиденье резное, имитирующее вышитый рушник, а сзади – брошенные резные деревянные рукавицы. Коллекционное кресло заняло свое место в мезонине купеческого дома и вот уже много лет вызывает неподдельный интерес посетителей музея, акцентируя на себе внимание. Достойному алмазу требуется и достойная оправа. Более чем столетний экспонат нуждался в восстановлении: утрата одной задней ножки, видимые повреждения жуком-древоточцем, сильные потертости и загрязнения. За работу снова взялся музейный мастер А. Воронов. Как говорится, «терпение и труд все перетрут», «дело мастера боится», и кресло вновь заиграло былой своей красотой.

30Кресло «Дуга, топоры и рукавицы», восстановленное А. Вороновым, в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Совсем недавно в начале 2025 года в экспозиции «Кабинет» Музея купеческого быта вновь заняло свое место старинное ореховое кресло, оно по-прежнему будет радовать наших посетителей, тем более экспонат получил новое дыхание после восстановительных работ. Александром Викторовичем была приведена в порядок потертая от времени деревянная основа, изготовленная их ореховой древесины, полностью заменена текстильная часть.

31Кресло после восстановления мастером А.В. Вороновым.

Большая работа им была проведена и по реставрации интерьерных стульев с более чем вековой историей.

Важной вехой для музея стало долгожданное восстановление А.В. Вороновым наборных трехцветных паркетных полов дома Шишокина, положенных еще при строительстве в 1897 году. По всей вероятности, по мнению А.В. Муравьева, паркеты в доме купца были изготовлены в козьмодемьянской паркетной мастерской Михаила Хрисанфовича Рыбакова.

Первым восстановленным мастером паркетом стал паркет в кабинете хозяина (2022 год). Так уж совпало, что в этом году дому исполнилось 125 лет. Вот так подарок!

В кабинете сложный наборный паркет «звезда»: переплетенные квадраты в центре которого звезда с восемью вершинами. Ее еще называют Алатырь-камень (бел-горюч камень), он держит на себе Мировое дерево и источает живительные воды. Светлая плашка паркета – ясень, более темная плашка – дуб, черная – мореный дуб. Кстати, последний дорогостоящий материал для восстановительных работ был любезно предоставлен нашими коллегами из «Дома морёного дуба».

32Процесс восстановления паркета в кабинете дома Шишокина. Музей купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

 33

Последние штрихи. Покрытие паркета защитным слоем.

В 2024 году Александр Викторович взялся за паркет в гостиной, который имеет «узор в елочку». Он тоже изготовлен был из ценных пород древесины. И с этой работой мастер справился! Теперь паркетные полы радуют посетителей нашего музея.

Одним из ярких и запоминающихся творческих проектов А.В. Воронова стал проект «Кружева Козьмодемьянска», который представлен моделями резных наличников, украшающих дома нашего родного города.

Резные украшения были в большом почете у здешних горожан. Заказывая мастеру резьбу для своего дома, купец требовал, чтобы она была особенная, не похожая на соседскую. Искусная работа мастеров славила город на Волге. К сожалению, на сегодняшний день сохранилась не вся первозданная красота деревянных резных кружев.

Тему деревянной резьбы и решил воплотить в своих работах Александр Викторович. У него родилась идея создать миниатюрные модели резных наличников. Мастер приступил к своей задумке осенью 2019 года. Первой его моделью стал наличник дома 22 по ул. Осипенко. Так началась работа по созданию серии моделей наличников. А.В. Воронова заинтересовали самые красивые наличники верхних (вторых) этажей узнаваемых и любимых в городе домов, некоторые из которых утрачены, увы, навсегда. Стоит добавить, что мастера-резчики всегда щедро украшали именно наличники второго этажа, нежели первого. Это было связано с тем, что карниз дома защищал кружевную ткань верхних наличников (прежде всего, очелий) от непогоды: дождя, снега.

На моделях с учетом их масштаба можно рассмотреть все детали, из которых складывалось резное кружево. Здесь и зооморфные элементы: дракончики-василиски, львы с закрученными хвостами, двуглавые орлы. Радуют глаз и кружевные навершия с растительным орнаментом. Классической формой очелий наличников являлся так называемый тип «домика».

34Модель наличника дома по ул. Советская, 20.

 35

Модель наличника дома по ул. Ленина, 22.

Модель наличника дома по ул. Советская, 56 (дом утрачен).

 

При изготовлении моделей использовалась лазерная резка, элементы резной обработки, сборка, оформление. Модели наличников не окрашены, сохраняют цвет древесины.

На сегодняшний день мастером изготовлено 15 миниатюрных наличников домов Козьмодемьянска, расположенных в его исторической части. Александр продолжает работать и пополнять свою коллекцию.

Память о козьмодемьянской резьбе хранят и сами дома, об ушедших же домах рассказывают фотографии и рисунки. Теперь память о резных кружевах города останется и в виде моделей.

Проект оформился в выставку, которая стала постоянной в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьева. Зритель на этой выставке может увидеть двойное мастерство: и тех мастеров, которые украшали дома резными кружевами, и мастерство А.В. Воронова.

37Выставка моделей наличников «Кружева Козьмодемьянска» в Музее купеческого быта им. А.В. Муравьёва.

Отвечая на вопрос «Какие идеи еще хотелось бы воплотить в жизнь?», Александр Воронов, не задумываясь, ответил. В планах построить модель галеры «Тверь», на которой путешествовала Екатерина II из Твери в Казань, проплывая мимо нашего Козьмодемьянска. Отцы города готовили для императрицы знатный прием, но Великая так и не снизошла на нашу бренную землю. Судно царицы и другие сопровождавшие ее суда остановились недалеко от города в районе Гремячего ключа.

Еще очень бы хотелось мастеру сделать модель усадьбы купца А.И. Шишокина (и главного дома, и всех надворных построек, завершающихся фруктовым садом). Примерный план усадьбы в музее есть.

Желаем задумкам мастера воплощения в жизни!

38А.В. Воронов в мастерской за работой.

К любой работе можно относиться по-разному.  С душой и без души. В музейном деле без души точно нельзя. Одним из самоотверженных радетелей и подвижников музейного дела в Козьмодемьянске был Александр Владимирович Григорьев. Он своим примером завещал последующим поколениям музейных работников продолжить начатое им. С душой! С душой к своему делу относится и Александр Воронов. Поэтому его работы – это его радуга, которой он делится с нами.

Сотрудник музея Татьяна Киреева

Адреса музеев
Сообщите о любой проблеме и получите ответ от органов власти Отправить сообщение
Партнеры