История Этнографического музея
История возникновения музея под открытым небом в г.Козьмодемьянске
Время неумолимо отдаляет нас от прошлого, оно уносит с собой предметы давних лет — постройки, утварь, орудия труда, средства передвижения. Остро встала проблема сохранения памятников старины. Вот почему и создаются архитектурно-этнографические музеи под открытым небом. «Музей под открытым небом» – в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр и многие технические музеи: авиации, военной техники, транспорта. Первым музеем под открытым небом в современном значении стал музей «Скансен» в Стокгольме. «Скансен» был основан в 1891 году шведским исследователем и этнографом Артуром Хазелиусом и быстро завоевал большую популярность. Идея А. Хазелиуса о создании музеев исчезающих деревень и окружающей их природы была подхвачена и в других странах, в том числе и в России. Так возникло русское понятие «Музей деревянного зодчества» (МДЗ) – музей под открытым небом, демонстрирующий научно-обоснованные примеры старинной русской деревянной архитектуры. В нашей стране первый музей под открытым небом начал создаваться в 1923 году в с. Коломенское под Москвой по инициативе и при непосредственном участии Петра Дмитриевича Барановского. Музеи под открытым небом, музеи деревянного зодчества (МДЗ) решено было создавать по иному принципу, нежели заграницей: не один большой музей («вся страна в одном месте»), а множество музеев (этнографических деревень) в различных регионах страны: на основе местного характера экспозиции. Работы по созданию группы таких музеев начались в нашей стране уже после окончания Второй мировой войны. В г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в 1983 году открыл свои двери Этнографический музей под открытым небом. Одной из первых причин возникновения музея стало строительство Чебоксарской ГЭС: селения, деревни, пашни и луга — всё уходило под воду. Второй и основной причиной был 400-летний юбилей города. «В целях сохранения в памяти старинных приемов орудий труда и быта, применяемых в дореволюционном и довоенном крестьянском хозяйстве Марийского Поволжья и наглядного показа современному земледельцу собрание уполномоченных районного Совета колхозов от 2 сентября 1977 года постановило создать районный музей земледельца силами и средствами колхозов, совхозов и предприятий района в городе Козьмодемьянске.» (Приложение 1) 27 февраля 1979 года решением исполнительного комитета Горномарийского районного Совета народных депутатов началось строительство музея при поддержке первого секретаря райкома КПСС В.И.Романова. В нем же указывалось, что Горномарийское районное межколхозное объединение по производству кормов, лесного хозяйства и подсобных промыслов должно «производить закуп у частных лиц основных зданий и строений для музея перечислением через госбанк; малых строений, инвентаря, представляющих музейную ценность – по договорам за наличный расчет. Источником финансирования считать средства, предназначенные для ежегодного отчисления колхозам и совхозам от прибыли Горномарийского районного межколхозного объединения» (Приложение 2) Генеральным заказчиком, согласно решению Горномарийского районного Совета народных депутатов от 25 июня 1980 года, выступил Отдел культуры Горномарийского райисполкома, генеральным подрядчиком – Козьмодемьянское РСУ Министерства коммунального хозяйства и конечно же перечень субподрядчиков. (Приложение 3) В создании музея принимали участие строительные организации, предприятия, организации города, колхозы и совхозы района. Консультации по вопросам расположения строений, методические указания по размещению экспонатов давали сотрудники МарНИИ: Апакеев П.А., Сепеев Т.А. (Приложение 4) Основная нагрузка по строительству музея легла на Горномарийский межхозяйственный лесхоз. Вплоть до 1987 года музей находился на балансе этого учреждения. И только с 8 июня 1987 года этнографический музей стал филиалом Марийского республиканского краеведческого музея. Министерство Культуры РСФСР выделило 10 тыс. рублей на заработную плату работников музея. Но средства на содержание и ремонт музея под открытым небом и дальше должен был выделять «Горномарийскмежхозлескорм» за счет отчисления от прибыли хозяйствам-пайщикам. (Приложение 5) Проектно-сметная документация в основном разработана КТБ Козьмодемьянской сплавконторы во главе с Колосковым В.Г. Все этапы строительства были зафиксированы в свое время. На основе этих данных был создан фотоотчет. В фотоальбоме показаны периоды строительства объектов музея с 1979 года. Уже в первые годы существования музея его посетителями были очень интересны: партийная делегация Венгерской Народной Республики (1983г.), молодежная делегация Народной Республики Конго и Бекина (1984г.), Народные артисты СССР Папанов Анатолий Дмитриевич и Леонов Евгений Павлович (1984г.) Памятники, перевезенные в музей, находятся в орбите постоянного технического надзора и ухода. Здесь их могут систематически проветривать, своевременно ремонтировать, подвергать антисептированию и другим профилактическим мероприятиям. Здесь каждый объект попадает в обстановку, гарантирующую ему полную неприкосновенность и дальнейшее существование. Этнографические музеи являются памятниками материального и явлений нематериального наследия, стимулируют поддержание культурных, этнических, религиозных традиций и обрядов, национальных ремесел и промыслов. Таким образом, они вносят неоценимый вклад в дело сохранения историко-культурного потенциала человечества. М.В.Редькина, Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 5
|