Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

25 сен. с 1200 до 1700 музей закрыт на сан. обработку помещений
ПН-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Таланты горной стороны

Деревня Заовражные Юльялы расположена на правой стороне Юльяльского оврага. До затопления пойменных лугов деревня находилась в 2 км от реки Волга. После затопления водохранилища Чебоксарской ГЭС в 1980г. она оказалась на берегу волжского залива. С окраины деревни хорошо просматривается широкая волжская гладь. Впервые эта старинная деревня упоминается в 1717г. в составе д. Большая Юльяльская. И лишь в конце 19в. появляется её современное название. В 1909г. в д.Заовражные Юльялы было 52 двора (146 мужчин, 128 женщин). Жители деревни традиционно выращивали хлеб, содержали скот и занимались различными народными промыслами. В годы коллективизации в 1930 г. в деревне был организован колхоз «Ватага». В Великую Отечественную войну на фронтах из д.Заовражные Юльялы сражались 74 чел. Из них 50 человек погибли, вернулись домой 24 солдата. В послевоенные годы деревня оказалась в составе укрупнённого колхоза «Родина», а позднее включена в состав колхоза «Дружба». Жители деревни прославили себя в колхозном труде трактористами и комбайнёрами, зоотехниками и ветеринарами, учителями и инженерами, медицинскими работниками, художниками, артистами, юристами и военными.

Народными промыслами в деревне занималась раньше практически каждая семья. Плели из лыка, бересты, камыша, лозы. В народном быту особое место занимают плетеницы самого разнообразного назначения: пестери, корзины, лукошки, солонки, детские игрушки и обувь. В настоящее время остался лишь один мастер по плетению лаптей – это Шагунова Степанида Васильевна.

Шагунова Степанида Васильевна родилась в 1936г. в д.Заовражные Юльялы, в семье колхозников. В семье было трое детей, Степанида Васильевна самая старшая. Плетением лаптей занималась вся семья, а сама Степанида научилась плести лапти с 8 лет.

Характерная особенность лаптеплетения данной деревни – мелкое прямое плетение, с небольшими головками, низкими бортами, плетутся на одну ногу (не делятся на правую и левую ногу, как у русских). Лапти – один из распространенных видов обуви в прошлом у марийцев. Степанида Васильевна с детства помнит, как практически все население деревни в 50-х годах 20в. ходило в лаптях. Зимними долгими вечерами её мама, напевая про себя народные песни, плела лапти. Маленькая Степанида наблюдала за работой матери. Она училась, старалась, смотрела внимательно, как плетет её мать. Ведь этому на первый взгляд простому ремеслу надо учиться, нужно иметь терпение, смекалку. Первые лапти получались некрасивые, корявые. Степанида настойчиво плела ещё и ещё. Спустя время, юная Степанида научилась плести лапти не хуже матери, и её главной задачей было обуть всю семью. Немаловажной задачей была и заготовка самого материала. Ходила наша мастерица в лес за материалом, сначала с матерью, а потом и самостоятельно. Готовила материал для плетения весной или ранним летом, когда начинается сокодвижение у липовых деревьев. Оказывается в лапотном деле самое главное, правильно заготовить материал. Ствол срезают низко топором. Затем кочедыком вспаривают луб от комля к вершине. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Его надо скатать в «баранку» вершиной внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трёх стволов.

Степанида Васильевна поделилась со мной и техникой плетения. Для плетения одной пары лаптей надо приготовить 14 полосок лыка длиной 2-2,5 метров и оборы (верёвочки) длиной около 2-х метров. На один лапоть используют 7 полосок. 4 полоски кладут вертикально, закрепляя оборами на коленях мастера, а 3 горизонтально, затем переплетают, и получается передняя часть лаптя – головка. В неё вставляется колодка, далее мастерица туго натягивает лыковые полоски кочедыком, придавая форму головке. Затем плетётся середина, здесь необходимо оставить по обеим кромкам (по правой и по левой) ушки (дыры) для обор. Переплетают изделие по размеру колодки. Самое сложное в плетение лаптей – правильно сформировать пятку. Не вынимая колодку, подошву утолщают в 2 или 3 слоя. В последнюю очередь необходимо убрать ножницами остатки лыка от изделий. Марийские лапти аккуратны и красивы. Они отличаются от лаптей других народов тем, что они прямого мелкого плетения с небольшими головками, низкими бортами и плетутся на одну ногу. Плести лапти не так уж просто, но всякое дело мастера боится.

Время неумолимо движется вперед. Нашей мастерице Степаниде Васильевне уже 84 года, вырастила и воспитала 4 детей, у неё 13 внуков и 8 правнуков. За плечами немалый возраст, но плетение лаптей не бросает. Плетёт для сувениров, организует выставки своих работ на празднике «День деревни», приглашают на праздник «Пеледыш Айо», как мастера. Ведь старинный промысел лаптей остаётся востребованным и в наше время. Лыковые лапти, изготовленные по старинной технологии, как большие, так и сувенирные, пользуются огромным спросом у гостей и туристов нашего края.

М.М.Дёгтева – старший научный сотрудник отдела по музейно-образовательной деятельности МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс».

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/nackult/5570#sigProId9561f3c8e5