Марийский фольклор
Слово «фольклор» произошло от англ. Folklore (народная мудрость).
Фольклор — это народное творчество, чаще всего именно устное, отражающее жизнь именно данного народа. Он включает в себя сказки, песни, пословицы, поговорки, обряды, приметы, суеверия, детские игры, частушки, анекдоты, придуманные народом.
Устное народное творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические представления и многие другие стороны жизни народа.
В легендах и преданиях (тошто ой) нашли отражение различные моменты истории: расселение и миграции, взаимоотношения с соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и подвиги героев и богатырей, основание поселений и городов и другое.
Песни (муро, мыры) - самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу, выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. В песнях часто при помощи какого-либо природного природного явления показывалось чувство человека, состояние его души.
Сказки в марийском устно-поэтическом творчестве является одним из самых распространённых жанров. Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
Загадки — это иносказательное описание, в котором один предмет изображается при помощи другого, имеющего с первым какое-либо сходство, пусть даже небольшое, в отдельных деталях. Основываясь на этом сходстве, угадывающий и должен разгадать задуманный предмет.
Древнейшей составной частью поэтического творчества марийцев являются загадки (тушто, тышты). Уменье говорить загадками и разгадывать их осознавалось марийцами как признак ума, догадливости и мудрости. Основной круг марийских народных загадок отражает трудовую и хозяйственную, общественную и личную жизнь крестьян. Большое количество загадок создано о домашних животных, диких зверях и птицах, природе. Марийские загадки по своему складу очень поэтичны, они отличаются яркой образностью, метафоричностью, четко выражают суть мысли. Отдельные образцы загадок вошли в песенные и сказочные жанры фольклора. Они утверждались и как один из элементов праздничного обряда. Их загадывали в основном во время святочных вечеров. Загадывание загадок имело магический характер, загадывать разрешалось лишь в зимнее время, когда природа находилась в спячке. Нельзя было развлекаться ими при болезни близких, во время отела коров, окота овец.
Загадки — это жемчужина народной мудрости и творчества, которая нам досталась от наших предков, уникальное средство для развития ума. Ведь для игры а загадки не нужно ни специальных знаний, ни специального места: отгадывать их можно прямо на ходу, даже по дороге в школу. Загадка издревле служила для обучения, образования. Благодаря широте тем и развлекательному характеру, загадки принадлежат к наиболее любимым образцам фольклора.
Они помогают познавать окружающую среду, тренируют память, развивают умственные способности: сообразительность, догадливость, смекалку,воображение, наблюдательность.
Существуют загадки-советы, загадки-задачи, загадки-шутки. Загадки — это мудрый вопрос.
Тематика загадок очень разнообразна:
1. О явлениях природы:
Что всходит без семян? (солнце)
Что бежит без передышки? (река, ручей)
Не снег, не дождь, падает как шёлк (листопад)
Никто не пугает, а все дрожат (листья на дереве)
2. О растительном и животном мире:
У моей сестрицы сладкие слёзы. (берёза)
Посреди поляны лежит красный клубок. (лиса)
Зимой и летом в одежде одной (ель, сосна)
Усы есть, а бороды нет (кошка)
Посреди леса белый клубок катится (заяц)
Спереди хвост, и сзади (слон)
Хозяина пускает, чужих гоняет (собака)
Быстрый, шустрый, шерстяные лапки (заяц)
Летом одевает, а зимой снимает (дерево)
Летом, осенью, зимой пахнет терпкою смолой. В мире нет таких людей, кто не радовался ей (ёлка)
Красны девицы в болотной постели нежатся (клюква)
3. О предметах быта
Неживой живого заставляет петь (гармонь)
4. О школьных принадлежностях
5. Об овощах и фруктах
6. Об орудиях труда
Кроссворд
1. Без рук, без ног, а ворота отворяет
2. Крыльев нет — летаю, по земле не хожу, звёзд не считаю и людей не знаю
3. Упрямый жеребец и днём, и ночью скачет. Из земли пробивается, землю орошает
4. Вокруг поля развесил белые полотна
5. Плачет рёвом, а самого не видно
6. Протянута нитка — но клубок не смотать
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
Ответы: 1. ветер 2. облако 3. родник 4. туман 5. гром 6. дорога
Пословицы марийского народа Пословицы и поговорки на марийском языке назывались «тошто енг мут», что значит «слова старых людей» и действительно, в житейской практике пословицы и поговорки воспринимались марийцами как выражение мудрости предков, завещанной потомкам. Обычно перед тем, как привести в назидание пословицу или поговорку, говорили : «раньше старые люди говорили так...», или «не зря старые люди говорили...» и т. д. Тематика пословиц и поговорок разнообразна:
-Чем богаче, тем жаднее -Сытый о голодном не думает -Как богач не богатеет, всё ему мало -На портном — рубаха рваная -У кузнеца — ни ножа, ни топора -Проголодаешься, так и ржаной хлеб калачом кажется -Чужими руками жар разгребать легко -Коли нет сапог, так и лапти - сапоги -Захотел чужого да побольше, как бы своего да малого не потерят -Лишние деньги носить не тяжело
-Нет в мире невозможного -Кто ищет, тот и найдёт -С терпением в работе не пропадёшь -рыба ищет где поглубже, а человек — где получше -Что можешь сделать сегодня, на завтра не откладывай -Сегодня работай. Завтра отдохнёшь -Погоняй коня не кнутом, а овсом -Торопливая работа вкривь идёт -Шить не будешь, портным не станешь -Дом не начмнают строить с крыши -Лодырю каждый день праздник -Лодырь мёрзнет, когда работает, согревается, когда ест -Закормишь кошку — она мышей ловить не станет
-Дерево на дерево опирается, человек — на человека -Кому раскроешь своё сердце, как не друзьям? -Обманешь друга — сам обманешься -Помощь человеку не канет в воду -Гора с горой не сходится, а человек с человеком когда-нибудь сойдутся
-Доброму человеку и чужое горе — печаль -Добро то забывается, зло вспоминается -В тихой заводи черти заводятся -Было бы болото, а черти заведутся -Что по стопам зла не следует, до зла не дойдёт -Злой человек много живёт, добрый человек рано умирает -Не согревай змею за пазухой -У доброго человека век крроток -Над другим не смейся, сам посмешищем будешь
-Потерял коня — бросай и уздечку -Неогороженную капусту коза съест -Выпусти зайца из рук, а тго, что в поле — не поймаешь -Коза на капусте не сторож -Отрезанный ломоть не приклеишь -Собака на сене — сама не ест, и другому не даёт -Не поймав медведя — шкуру не продавай - У чужого утка гусём кажется, корова — лошадью. |
|
Сказки
Как Топор в лес ходил
Однажды пошел Топор в лес. Топорищем поигрывает, обухом постукивает, лезвием поблескивает. Разыгрался Топор: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель свалит. Да еще и бахвалится:
— Я ваш хозяин. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в лесу маленькая стройная березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел ее Топор, засмеялся:
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Вот стукну раз — и душа вон!
Испугалась березка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я еще только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик…
— Лор-лор-лор!— грубо загоготал Топор. —Не бывать этому! —и одним махом срубил березку. Качнулась березка, побежали по стволу слезы, как серебряные капельки, и упала она на землю. Зароптали деревья, зашумели, закачали вершинами, стали жаловаться на Топор Калиновому Мосточку.
Рассердился Калиновый Мосточек и говорит Топору:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку сгубил?
А Топор и слушать его не хочет.
— Ты еще меня учишь, скрипучая развалина?!— говорит. —Вот я тебя!— и принялся рубить настил. Прорубил дыру, упал в воду и утонул.
Поделом грубияну!
Как на свете медведи появились
Всем известно, что телосложением медведи с людьми схожи, а отчего это так — вряд ли кто знает. Вот и послушайте, что в свое время старые люди об этом говаривали. Шли однажды по дороге две женщины и мужчина. Шли, шли, притомились и присели у большого моста отдохнуть, перекусить и водицы испить. Одна легкомысленная женщина и говорит спутникам:
— Гляньте, какая глухомань кругом. В этом лесу можно здорово кого-нибудь напугать.
— А что ж,— поддерживает ее вторая. —Это было бы забавно. То-то побегут, то-то завопят!
— Ага,— продолжает первая. —Все товары побросают. А мы их возьмем.
— Разбогатеем. Как сыр в масле будем кататься!
— Да что вы, бабы,— говорит мужчина.—Разве можно людей пугать?! А грабить — смертный грех!
Но не слушают его женщины. Смеются, скачут, радуясь выдумке, кричат, представляя, как людей пугать будут. Шубы наизнанку вывернули и мехом вверх надели, волосы свои длинные распустили и закрутили впереди узлом — вроде как это морда у зверя, сучки еловые в рукава вдели — как будто это когти громадные.
Хотел мужик образумить их, да куда там — не было еще в жизни такого случая, чтоб один мужчина переубедить двух женщин сумел. Они и его страшилищем нарядили.
Вот слышат: колокольчики звенят — купец едет. Засели под мостом. Поравнялся купец с засадой — ряженые выскочили, зарычали страшными голосами. Шарахнулись лошади, опрокинули воз, оборвали постромки и ускакали. Купец — за ними бежать. А все его товары шутникам достались. Спрятали они их под мост и снова ждут.
Вот едет поп на ярмарку. В руках кошель с деньгами— пересчитывает еще раз денежки-то. Выскочили ряженые, бросил поп от страха свой кошель и ну лошадей погонять — еще рад остался, что так дешево отделался.
Шел той дорогой древний старик. А был он из тех старцев, что в те давние времена по дорогам ходили да людей уму-разуму учили — кудесник одним словом. Вот подошел он к мосту, сбросил свою нищенскую суму, положил посох — решил отдохнуть и водицы испить. Тут и выскочили ряженые, зарычали страшными голосами.
Только не испугался старик. В своих скитаниях по белу свету он многое видел, а уж злых-то людей за любой личиной мог различить.
— Что ж это вы путников пугаете?— спрашивает старик.
А те не отвечают, только еще пуще рычат.
— Ну, коль так, то вашим делам и наряд впору — носите его всю жизнь! — сказал старец и пошел своей дорогой.
И превратились ряженые в зверей.
Вот так на свете медведи появились, только об этом редко кто знает. А уж медведи и вовсе сторонятся людей — стыдно им за те прошлые проделки.
Короткие житейские басни
Уголок сатиры.
Удивляется метла:- и меня поздравили: в уголок поставили.
Акт.
Шеф мой бережно храня, запирает в сейф меня!
Я могу списать излишек и могу спасать воришек!
Гайка.
-Болт, сойдемся! - жалась Гайка. -Буду ласкова, как зайка,
И чудесная хозяйка!
А потом, сойдясь с болтом, стала Гайка хомутом.
Мания величия.
Верит пуговица в то, что пришито…к ней пальто.
Медведь-лектор.
Медведь для народа цикл лекций прочел
О ценности меда и вредности пчел.
Самореклама дверной ручки.
Идя домой, начальник мой меня все тянет в гости,
Да не пускают…Гвозди.
Картинная выставка.
Балконный вернисаж-вся улица смотри: висят трусы, корсаж, ночных сорочки три, четыре лифа, блузы и прочие рейтузы!..
Усмешка бетона.
Всюду мне- большой почет, каждый взорами ласкает,
Стройплощадка томно ждет, а завод не отпускает!
Ложка с апломбом.
О себе высоко мня, ложка хвастает на кухне: «Всех кормлю!-
Не будь меня - люди с голоду б опухли!
Собирала: Антонова Д.А.