Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН - выходной;
ВТ-ПТ с 830 до 1700;
СБ-ВС с 900 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Игры наших предков

В Горномарийском районе Республики Марий Эл традиционную культуру народов Поволжья представляет Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова. При создании этнографический музей под открытым небом называли «Козьмодемьянский музей крестьянского труда и быта». Романов Михаил Платонович - организатор и директор Козьмодемьянского этнографического музея под открытым небом (1982-2003 гг.) - уникального культурного комплекса народа мари, который, благодаря его кропотливому труду, стал сокровищницей Поволжья. Мне посчастливилось поработать под руководством знаменитого руководителя с большой буквы, Михаила Платоновича Романова.

В этнографическом музее под открытым небом им. В. И. Романова сотрудниками проведено множество экспедиций по сбору экспонатов и фольклора. Мне же сегодня хочется рассказать о народных играх, которые объединяют поколения. С древнейших времен в жизни человека игра занимала особое место. Во все времена дети коллективно играли в самые разнообразные игры. Лучшие передавались из поколения в поколение. С давних пор бытуют народные игры, где молодёжь любила показать свою удаль. У детей же игры развивают ловкость, быстроту и точность движений, внимание, память и воображение. Ведь всё человечество испокон веков знает, что фантазия и воображение являются помощниками в прогрессе жизни людей.

gorelki

1). «Я садовником родился».

«Садовник» выбирается считалкой. Все игроки становятся цветами на грядке. Ведущий должен придумать названия цветов каждому игроку и шепнуть на ушко, чтобы никто не слышал. Садовник произносит слова:

-«Я садовником родился
- Не на шутку рассердился
-Все цветы мне надоели
-Кроме, например, «Роза».
Теперь начинается диалог «Садовника» и «Цветка»:

- Ой!
– Что с тобой?
– Влюблена!
– В кого?
– В «Астра»….. и так далее.

2). «Кошки - мышки» (Коти дон каляла)

Ведущий ставит игроков в круг: они - «мыши». В центре круга 2 игрока встают друг против дружки и берутся за руки: они - «мышеловки». Игра проводится под слова:

«Как нам мыши надоели
  Всё погрызли – всё поели
Мышеловку мы поставим
  И мышей туда поймаем».

Задача «мышеловок»: бегающих поймать мышей в свой круг.

Второй вариант «Кошки мышки» (Коти дон каляла)

Для игры выбираются два человека: один – кошка, другой – мышка. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Или если мышка выбегает из дома, то кошку можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта не проста, особенно для кошки. Пусть кошка проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара. может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Третий вариант «Кошки - мышки» (Коти дон каляла)

Играющие становятся в круг, взявшись за руки. Руководитель разделяет детей на 3-4 группы по 8-10 человек в каждой. По указанию руководителя дети одной из групп выходят на середину круга, отпуская соединённые руки. Оставшиеся игроки выравнивают и вновь замыкают круг(крайние дети соединяют руки). В группе, ставшей в круг, выделяются двое игроков в качестве кошек; игроки-кошки становятся за кругом. Остальные дети этой группы именуются мышами. По сигналу руководителя игра начинается. Кошки охотятся за мышками, стараясь догнать убегающих мышек. Мышки убегают и увёртываются от кошек. Если кошка догонит мышку и коснётся её рукой, мышка считается пойманной и становится в общий круг, на то место, где он замкнулся. Игра продолжается до тех пор, пока все мышки не будут настигнуты кошками. Затем по очереди выходят играть следующие группы.

3). «Горшки» (Коршоквла)

Игроки -«горшки»образуют круг. Выбираются «продавец» и «покупатель». Хоровод движется со словами:

- Первиш годым, первиш годым

- Ма тьотям дон ыленна.

- Ма тотям дон ыленна да

- Шун коршокым тышкенна.

- Шун коршокым тышкенна да

- Пазарышкы нангенна…

И теперь «продавец» и «покупатель» ведут диалог:

-«Маняраш?»

- «100 тангаш»

- «Шелшы»

-«Тыкал».

Задача «покупателя»: осалить одного из игроков-«горшков». После этого игрок-«горшок» и «покупатель» убегают по кругу, чтобы первее занять место игрока-«горшка». Кто первым прибегает, тот и занимает место - тогда они меняются ролями.

4). «У медведя во бору»

Игроки разделяются на две команды и становятся в две шеренги. Выбирается ведущий, который стоит в центре начала шеренги. Ведущий произносит во время игры несколько раз слова:

- У медведя во бору, грибы –ягоды беру.

- А медведь не спит, всё на нас глядит.

А ведущий в любое время может прервать четверостишье и выкрикнуть: «Отдай платок!». Игроки во время произношения четверостишья за спинами передают поочерёдно по шеренге взад-вперёд платочек друг дружке до конца колонны и обратно. Как только услышали слова «Отдай платок», игрок, у кого остался платок, должен бежать к водящему отдавать платок. Кто первым успел отдать платок ведущему, тот победитель, он зарабатывает своей команде одно очко. Кто приходит вторым, тот выбывает из игры.

5). «Растяпа»

Игроки встают в двойной круг. Гармонист играет любую мелодию. В этот момент внешний круг хороводом движется по солнцу , а внутренний – против солнца. Когда гармонист замолкает, каждый из игроков внешнего круга должен найти пару из внутреннего круга. Кто остался без пары – «растяпа». Все хором называют его: «Растяпа!»

6). «Горелки»

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

7). «Ножички»

Игра проходит на улице. Играют два игрока. На земле чертится ножиком круг или квадрат. Делится на несколько частей. Правила игры: следует кинуть нож и попасть в одну из разделённых частей земли, но так, чтоб ножик не упал. А воткнулся в землю. Если нож воткнулся в землю, то данная часть земли принадлежит игроку и он отмечает надписью буквы — инициала. А если ножик не втыкается и падает, то игра переходит к следующему игроку. И так продолжается до тех пор, пока не поделят всю землю.

8). «Испорченное радио» (Шукшы райо)

Играть можно и на свежем воздухе и в помещении. Игроки располагаются вряд на лавочке. Ведущий шепчет в ухо первого игрока какое — либо слово. Игроки обязаны передать следующему то что услышали. После того, как передают последнему игроку — ведущий ведё опрос услышанного. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.

9).«Чехарда» проводится на свежем воздухе.

Первый игрок становится на корточки. Следующий — перепрыгивает через игрока и становится впереди в таком же положении. Последующие игроки все повторяют то же самое. Игра продолжается пока ненадоест.

10). «Отрезки» (Чивык)

Технология изготовления: ветку ветлы раскалывают вдоль на две части и нарезают небольшого размера отрезки одинаковой длины ( штук 20 отрезков по 3 см.) Играют два игрока. Ход игры: мешочек с отрезками потрясли и вывалили на пол или на стол. Некоторые отрезки ложатся круглой стороной вниз, некоторые плашмя. Игру начинает первый игрок. выбирает более удобное положение и отрезки лежащие плашмя. Прицеливается и бьёт щелчком по отрезку.

11). «Чиж» (Топ)

Техника изготовления «топ»: вычёсываем волосики лошадиные, коровьи и скатываем в клубочек. Получается лёгкий мячик «топ». Избирается сторож среди игроков. Игроки выстраиваются в колонну у стартовой линии. На противоположной стороне Прочерчена финишная линия. По команде сторожа все игроки от стартовой линии бегом направляются к финишной линии. А сторож старается прицелиться и «запятнать» топом кого — либо из игроков. Если запятнал кого то, игроки не успевшие пересечь финишную черту выбывают из игры. Далее игра продолжается с оставшимися игроками: игроки направляются в противоположную сторону. Правила остаются прежними.

12). «Старый лапоть» (Шукшы йыдал)

Чертятся две перпендикулярные линии. Игроков делим на две команды. Выбираем сторожа. По команде сторожа, обе команды одновременно начинают движение в противоположную сторону. Сторож прицеливается и бросает на игроков старый лапоть. На кого попадает лапоть, тот «запятнан» и занимает место сторожа, а сторож выбывает из игры.

13). «Тын» (Цеценла )

Все участники игры с тыном в руке образуют круг. Один конец тына упирается в землю. Ведущий даёт команду поменяться тыном. По возгласу «гоп» участники игры двигаются направо, оставляя свой тын соседнему игроку с левой стороны и занимая место соседнего игрока с правой стороны. Если у кого- то тын падает невостребуемый, а игрок остаётся без тына, тогда игрок выбывает из игры, а тын убирается.

14). «Лапоточки» (Йыдалла)

Она является подвижной игрой и играли в основном на улице в летний период посиделок. Играющие становятся в круг,“водящий”стоит в центре. Ведущий вращает лапоточек под ногами игроков. Игроки должны подпрыгивать, чтоб лапоток не задел ноги игроков. Если задел лапоток по ногам — игрок выбывает из игры или становится водящим.

15). “Карак пайылымыла”

В зимнее время любили поиграть в эту малоподвижную игру если переиначить по современному, то можно назватьВзгляд ясновидящего”. “Ведущий” раздаёт палочку, т.е. делает вид, а достаётся она только одному из игроков. “Ясновидящий” должен определить у кого, найти спрятанную палочку или колечко.

16). «Колотушка» (Уш )

Играющие становятся в круг. Посередине круга ведущий вращает колотушку. Правила игры: колотушка повращается - повращается и останавливается — на какого игрока смотрит черенок, тот исполняет какой -либо художественный номер(песню, танец, стишок, анекдот...

17). Пасхальная игра «Катание яиц»

Молодежь и дети являются участниками игрищ. На горе собираются участники соревнования с пасхальными яйцами.

18). «Гуси -лебеди» :

На расстоянии 3 -4 шагов от одной из коротких сторон площадки и параллельно ей проводится черта, ограничивающая место «гусятника». Около противоположной стороны площадки кружком обозначается «волчье логово». Один из играющих, «волк», становится в «волчье логово». Остальные игроки, «гуси», находятся в «гусятнике». По словам ведущего « Гуси — лебеди в поле!» - дети выбегают из гусятника на площадку. После слов ведущего: «Гуси — лебеди домой, серый волк под горой!» -дети хором спрашивают: Что он там делает?» Ведущий отвечает: «Гусей щиплет». Дети: «Каких?» Ведущий: «Сереньких да беленьких — бегите скорее домой!» После этих слов, волк выбегает из логова и ловит убегающих гусей, касаясь настигаемых игроков рукой. А гуси- лебеди убегают в гусятник. Настигнутые волком гуси остаются на том месте, где он их коснулся рукой. Благополучно убежавшие гуси собираются в гусятнике для продолжения игры.

19). «Платочек».

Все становятся в круг. Один водящий ходит по внешней стороне круга и старается незаметно подбросить платочек за спиной одного из игроков. Сам водящий убегает вокруг круга. Избранный игрок, заметив подвох, поднимает платочек и очень быстро, бегом, направляется в противоположную сторону. Задача игроков: занять пустое место. Кто первым занял место – остаётся игроком. Пришедший вторым, становится водящим.

20). Третий лишний.

Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

21). Светофор.

На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

22). Подмигиши.

Все играющие стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены вниз. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнера. Он должен посмотреть в глаза кому-нибудь из игроков первой линии и подмигнуть. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его. Если он успел это сделать, водящий вынужден подмигивать еще раз, до тех пор, пока его подмигивание не окончится результативно. Если же игрок второй линии не среагировал вовремя и не успел схватить первого игрока, он становится водящим, т.е. встает в первую линию и сам начинает подмигивать. Игра может продолжаться долго, пока не наскучит.

23). Арам-шим-шим.

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят - поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место.

24). «12 палочек.»

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

25). «Мен» (мен - это округлая палка с заострёнными концами с утолщением на одном конце.)

Играли в эту игру зимой, по насту. Для лучшего скольжения, утолщённый конец «мена» покрывали льдом. Несколько пар становились друг против друга на прямой линии, на расстоянии 20-30м. Один из пары бросает, а второй – ловит «мен» на противоположной линии. Учитывали у кого «мен» дольше проскользит по льду.

МУ "Козьмодемьянский культурно-исторический

музейный комплекс" Старший научный сотрудник

Отдела учёта и хранения Акцорина А.Я