Коллекция Козьмодемьянского музея купеческого быта
Музей купеческого быта входит в состав Муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс». Располагается музей в старинном купеческом особняке с цокольным этажом, антресолями и мезонином. Особняк был построен в 1897 году, принадлежал купцу-лесопромышленнику Александру Ивановичу Шишокину.
Семья Шишокиных появилась в Козьмодемьянске в начале 1860-х годов: крестьянин Иван Иванович Шишокин переехал в наш старинный город из села Верхнего Белоомута Рязанской губернии. Его сын Александр Шишокин служил приказчиком у П.Ф.Бычкова, городского головы, купца 2-й гильдии. Вскоре стал заниматься торговлей самостоятельно, в 1878 году открыл портерную лавку. Накопив капитал, А.И.Шишокин стал заниматься торговлей лесом, был купцом 2-й гильдии. В 1896 году ему принадлежали три завода: Лопатинский, Кушергский и Мариинский. В 1897 году в Козьмодемьянске на ул.Вознесенской для семьи Шишокиных был построен деревянный особняк, богато украшенный резьбой. Александру Ивановичу принадлежало 5 домов в Козьмодемьянске, а его супруге Екатерине Ефимовне – 3 дома. В 1899г. А.И.Шишокин разорился, его заводы были заложены, а 9 января 1902г. состоялись первые торги [Муравьёв, 2009, с.10].
Таким образом, в начале XX века особняк на Вознесенской был продан «Торговому дому» купцов Губиных, здесь находились конторы. «Торговый дом» был основан купцами-лесопромышленниками Иваном, Василием и Александром Губиными. Родом они были из с.Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии, но считали себя астраханскими купцами, владели в Астрахани шестью домами. Купцам Губиным принадлежали лесопильные заводы около с.Коротни и в п.Лопатино (сейчас г.Волжск). Последним владельцем особняка был Александр Александрович Губин.
Купец Шишокин Александр Иванович |
Купец Губин Александр Александрович |
После 1917 года дом был национализирован: здесь находился уездный комитет РКП(б), до начала 1980-х годов комитет ВЛКСМ, редакция газеты «Ленинский путь». После переезда редакции в другое здание дом был передан под жилье. В 1995 году в старинном особняке открыли Музей мебельного мастерства, а с 2001 года это Музей купеческого быта.
Важным представляется то, что образ Музея купеческого быта во многом является собирательным, но в этом особняке чувствуется атмосфера конца XIX — начала XX веков. Строгость, функциональность, художественный вкус служат основными характеристиками обстановки данного дома. В настоящее время в музее расположены 9 залов: гостиная, рабочий кабинет, столовая, спальни купца и купчихи, спальня дочери купца, комната модистки, мезонин и вставочный зал. Следует отметить, что мебель, представленная в музее, не принадлежала владельцам этого дома, но интерьеры музея воссозданы из подлинных предметов быта того времени, что позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшей эпохи.
Со времени постройки дома сохранился паркетный пол - настоящий дубовый паркет. Паркетом были выложены все комнаты, причём рисунок нигде не повторялся, он был в каждой комнате свой, оригинальный. Сейчас паркет сохранился только в трех залах: гостиной, рабочем кабинете и в одной из спален. Сохранилась оригинальная лепнина на потолке конца 19 века, при ремонте дома она была покрыта белой краской, и печи-голландки со старинными изразцами, топившиеся из коридоров.
В данной статье речь пойдёт об истории некоторых экспонатов из коллекции музея.
Коробка из-под торта «Наполеон»
Для экспозиции Музея купеческого быта данный экспонат представляет исторический интерес. Кондитерская фабрика, на которой торт был изготовлен, принадлежала Кондратию Григорьевичу Пирогову. Пряничное заведение Пирогова находилось в Казани на Большой Проломной улице, сейчас это ул.Баумана [История Казани.., 2005, с.63].
коробка из-под торта Наполеон, 1912 г.
Откидная крышка коробки |
Бородинкий бой. Боковая стенка коробки |
Имя К.Г.Пирогова упоминается в издании «Адрес-календарь Казанской губернии на 1915 год» в перечне крупнейших торгово-промышленных предприятий г.Казани: Пирогов Кондратий Григорьевич, хл.-бакал. и конд.- Вознесенская, свой дом [Адрес-календарь…, 1914, с.686]. На откидной крышке имеется копия портрета Наполеона работы французского живописца Поля Делароша. На боковых стенках изображены атака на Бородинском поле и отступление французов под названием «Последний барабанщик».
По одной из версий, торт впервые был приготовлен в 1912 году, когда Россия торжественно отмечала столетие со дня победы над французами. Во многих кондитерских появились коробки с портретами героев Отечественной войны: Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Давыдова и... Наполеона. Среди прочих был торт, который нарезали на треугольники - по форме шляпы знаменитого полководца. Согласно другой версии, слоёный торт с кремом не имеет отношения к Наполеону Бонапарту. Он был испечён в годы правления Наполеона III. Его пекут по сей день, но называют иначе - «Millefeuille», что означает «тысяча слоев».
Стиральная машина
Стиральная машина представляет собой деревянную круглую «крышку» с колесом и лопастями. Такое приспособление для стирки белья ставили на бочку с водой, колесо вращали, и таким образом стирали, «перелопачивали» мокрое бельё. Стиральная машина из экспозиции Музея купеческого быта принадлежала семье городского головы П.Ф.Бычкова.
Отметим, что впервые "устройство для стирки белья" было официально зарегистрировано в 1856 году. Патент на изобретение получил американец Мур. Он предложил деревянный ящик на колесах, над которым двигалась деревянная рама сложной конструкции. В ящик складывали белье, до половины заполняли деревянными шариками и заливали моющим раствором. Приводимая рычагом рама двигалась вверх-вниз, шарики перекатывались по белью [История создания…, 2009 г.]. До конца 19 века машины для стирки в основном приводились в движение мускульной силой человека или животных [Коляда, 2005, с.12].
![]() |
![]() |
В 1900 году Карл Миле доработал конструкцию маслобойки (деревянной кадки с вращающимися от ручного привода лопастями) и приспособил её для стирки белья. В том же году начался серийный выпуск таких деревянных стиральных машин. Кстати, не обошлось и без курьезов. Когда в начале ХХ века в Российскую Империю завезли партию немецких стиральных машин, смекалистые русские быстро приспособили их под... маслобойки. Партия была моментально раскуплена, а белье продолжали стирать руками.
Мороженица
Необычный экспонат, представленный в Музее купеческого быта, - это мороженица. Мороженица представляет собой металлическую капсулу с крышкой. Сосуд с приготовленной сладкой массой из сливок, сахара и яиц ставили в бочку со льдом, время от времени вращали, и получалось домашнее мороженое. Мороженое в России известно достаточно давно: ещё в Киевской Руси было распространено замороженное наструганное молоко. Замороженные десерты стали приобретать популярность при Екатерине II. Так, в 1791 году в Москве вышла «Новейшая и полная поваренная книга», где были опубликованы рецепты приготовления мороженого из сливок, шоколада, лимонов, апельсинов, смородины, малины, вишни, клюквы и яичных белков [Богданов…, 2010 г.].
Как известно, для приготовления мороженого необходима постоянная низкая температура примерно –7ºС. Такую температуру можно получить при использовании не чистого льда, а льдо-соляной смеси: одну часть соли перемешивают с тремя частями раздробленного на кусочки льда. Поэтому в лёд добавляли соль.
Табакорубка
Табакорубка – устройство для измельчения табака, изготовленное из металла тёмно-коричневого цвета. Три металлические ножки табакорубки прикреплены к деревянной подставке. Верхняя часть табакорубки является съёмной, на её поверхности имеется надпись «D.R.PATENT».
Ковёр «Сватовство царя Алексея Михайловича»
Сюжет ковра, возможно, связан с историей сватовства царя Алексея Михайловича. Девушка в голубом сарафане, изображённая на ковре, - Евфимия (Ефимия) Фёдоровна Всеволожская (1629 или 1630 — 1657) — царская невеста, дочь касимовского помещика. В 1647 году был устроен смотр невест для царя Алексея Михайловича, в котором участвовало 200 девушек. Царской невестой была избрана Евфимия. По одной из версий, при одевании в первый раз в царскую одежду сенные девушки так затянули волосы на голове Всеволожской, что она упала в обморок при женихе. Решили, что девушка больна, страдает падучей болезнью (эпилепсией). Царскую невесту увезли из терема и отправили в монастырь с приказом постричь в монахини. Однако заточение в монастырь было вскоре заменено отправкой в Тюмень, куда отца девушки спешно назначили воеводой. В 1653 году судьба семьи Всеволожских была решена окончательно: "Рафову жену Всеволожскую и детей ее сына Андрея и дочь Евфимию с людьми отпустить с Тюмени в Касимов, и быти ей и с детьми, и с людьми в Касимовском уезде в дальней деревне, а из деревни их к Москве и никуда не отпущать без государева указа". (Глава семьи к тому времени умер) [Васильева, 1999, с.388].
Евфимия Всеволожская умерла в 1657 году, а Алексей Михайлович женился 16 января 1648 года на Марии Ильиничне Милославской.
Кресло «Дуга, топор и рукавицы»
В экспозиции Музея купеческого быта представлено кресло «Дуга, топор и рукавицы». Возможно, автором нашего варианта этого кресла является мастер М.Красильников. Принадлежало кресло владельцу Козьмодемьянской типографии.
Отметим, что впервые кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы" изготовил Василий Петрович Шутов, петербургский мебельщик, мастер резьбы по дереву. Кресло может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве. Идеи стиля зарождались в подмосковном Абрамцево, Талашкино Смоленской губернии, Сергиевом Посаде - наиболее ярких мебельных центрах того времени.
В.П.Шутов (1827-1887) происходил из богатой семьи, но его отец разорился, поэтому мальчика отдали в ученики в петербургскую столярную мастерскую, где обнаружились его художественные способности. 8 лет будущий мастер посещал биржевую школу рисования. В 27 лет Шутов стал владельцем собственной столярной мастерской [Шутов…, 2008 г.].
В 1870 году его художественные столярные изделия были представлены на Всероссийской выставке в Петербурге и получили бронзовую медаль.
Самым оригинальным из представленных работ мастера стало кресло с атрибутами крестьянского быта: спинка его решена как дуга (один из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - любимая шутка – прибаутка всех ямщиков и ездоков: «Тише едешь - дальше будешь», подлокотники - в форме топоров; сиденье «покрывает» шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья «лежат» оставленные кем-то резные рукавицы.
Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора Александра III. Кресло имело большой успех, и автору было заказано до пятидесяти его повторений. На изготовление этих предметов мебели у В.П.Шутова имелась привилегия от Департамента торговли и мануфактуры сроком на десять лет. По истечении срока привилегии появляются копии и варианты кресла, выполненные другими мастерами. Варианты получали новые детали: кнут, уздечку, лапти, балалайку, менялась форма сиденья, появлялись другие пословицы на дуге: «Поспешишь — людей насмешишь», «Написано пером — не вырубишь топором». Встречаются варианты, в которых мастер-исполнитель вырезал на дуге вместо пословицы свою фамилию [Арсеньева, 2011, с.2].
![]() |
![]() |
После успеха на выставке 1870 года В.П.Шутов, преподаватель школы Общества поощрения художников и владелец столярно-резной мастерской в Петербурге, получает такие ответственные заказы, как резной иконостас для Новодевичьего монастыря, распятие для храма Воскресения Христова («Спаса-на-крови»), рамы для императорских портретов, а также носовые фигуры для серии броненосцев российского флота, изготовленные по моделям скульптора М. О. Микешина. В 1876 году Шутова приглашают преподавать в организуемое на средства барона A.Л.Штиглица Центральное училище технического рисования в Петербурге, ставившее своей задачей подготовку мастеров для художественной промышленности.
Авторские копии кресла Шутова и его повторения другими мастерами встречаются во многих музейных собраниях, есть они и в частных коллекциях.
Настенные часы Торгового дома «М.П. Калашниковъ и сынъ»
В Музее купеческого быта представлены настенные часы, изготовленные Торговым домом «М.П.Калашниковъ» в Москве. Михаил Петрович Калашников родился 20 октября 1809 г., происходил из старинного купеческого рода, был купцом 1-ой гильдии. Торговал часами в Москве на улице Ильинке, в доме Купеческого Общества, в Большом Овощном ряду под №20-26.
Торговый дом "М.П. Калашниковъ" существовал с 1832 года, с 1 января 1882 года был переименован в Торговый дом "М.П. Калашниковъ и сынъ". Владельцами Торгового дома были Михаил Петрович Калашников и его сын Пётр Михайлович. Фирма торговала часами швейцарских марок, а также выпускала настенные часы под своей маркой, оснащая их либо русскими, либо швейцарскими механизмами. Торговый дом "М.П. Калашниковъ" просуществовал до 1917 года [М.П.КАЛАШНИКОВЪ…, 2008 г.].
Отметим, что старинные часы сегодня интересны многим людям, есть в них какая-то притягательная сила, которая заставляет по-другому взглянуть на течение времени.
Дамские платья из коллекции Музея купеческого быта
В дореволюционной России гардероб женщины чётко делился по назначению того или иного платья. Была одежда домашняя, для балов, для визитов, летняя, дорожная, свадебный костюм и т.д.
В экспозиции Музея купеческого быта находятся 2 женских костюма начала 20 века: визитный костюм и подвенечное платье. Эти дамские костюмы принадлежали Вере Ивановне Ремезовой (урождённой Шихиной), супруге приказчика Фёдора Ремезова, служившего у лесопромышленника В.И.Шуртыгина. Передала в музей платья её дочь Елизавета Фёдоровна Семенишина [Муравьёв, 2005, с.14].
Подвенечное платье 1912 г.
Отделка брюссельским кружевом
Подвенечное платье 1912 года сшито из китайского шёлка и отделано брюссельским кружевом. Брюссельское кружево — богатая ткань с узорами из цветов, лепестков и листьев. Вообще, любовь к декору — это черта русского стиля, платья отделывали вышивкой, лентами и кружевом [Русская женская мода..., 2012 г.].
В начале 20 века происходит постепенное избавление от корсетов и платье приобретает более мягкие очертания. С 1910-х годов силуэт становится почти прямым, но стройность остаётся в моде. Стоит отметить, что свадебные платья конца 19 — начала 20вв. не отличались чрезмерной вычурностью и помпезностью. По сравнению с бальными нарядами они выглядели весьма скромно: их отличает однотонность решения и отсутствие контрастных деталей. Вместе с тем девушка сохраняла таинственность, это были именно платья для венчания в церкви.
Женский визитный костюм 1912 г.
Женский визитный костюм |
Отделка визитного платья |
Визитное платье сшито из тонкого атласа малинового цвета. В 1890-1914гг. визитные платья носили только для выездов с целью визита, а также для прогулок. Визитов было достаточно много, ездили друг к другу в гости и по делам. Визитные платья отличает изысканность и строгая роскошь, к ним полагались шляпа и перчатки. Предпочтительными цветами были светло-серый, бежевый, гранатовый, вишнёвый, синий. Платья для юных незамужних девушек шились из светлых недорогих материалов, чтобы подчеркнуть скромность и юность визитёрши [Дамская мода..., 2007 г.].
Итак, дамские платья из экспозиции Музея купеческого быта отличает изысканность и изящная скромность, они отражение моды того времени.
Женские лайковые перчатки
Женские длинные перчатки можно отнести к концу XIX — началу XX вв. Изготовлены они из лайки – сорта кожи, который имел способность растягиваться, поэтому перчатки идеально облегали руку.
Перчатки застёгивались на три пуговицы. Старинные перчатки красавицы той эпохи натягивали при помощи специальных деревянных ножниц, которые назывались распяла, и застегивали специальным крючком на пуговицы [Веер…, 2010 г.].
Женские перчатки. |
Женская перчатка. |
Сначала распялой расправляли изнутри пальцы перчаток, и только потом надевали перчатки на руку. Интересным представляется то, что перчатки до 20 века было принято надевать не так, как это делаем мы: сначала короткая перчатка надевалась на 4 пальца, начиная с мизинца, а большой палец - в последнюю очередь.
Для ношения перчаток существовали правила этикета: при открытых платьях носили длинные перчатки выше локтя, а при закрытых - маленькие. В торжественных случаях всегда надевали белые перчатки, в других случаях - в тон платья. Верхом неприличия считалось надевать перчатки на улице. Снимали их только для игры на музыкальном инструменте, для еды и в церкви [Короткова, 2008, с.195].
Ломберный стол
В гостиной старинного купеческого особняка находится ломберный стол. Своему названию стол обязан старинной карточной игре для трёх игроков. Игра ломбер (франц. l'hombre, от исп. hombre человек) появилась в Испании в 16 веке и считалась неазартной игрой. В России ломбер был популярен при Екатерине II.
Классический ломберный стол – складной стол для игры в карты, обтянутый зелёным сукном. На столешнице писали ставки мелом, потом их стирали специальными щёточками. Для обивки стола могли использовать лен, драп или бархат [История создания, 2007 г.].
Часто ломберный стол держали в сложенном виде в гостиной у стен, под подоконниками, раскладывали стол при гостях. Обычно такие столы были квадратными, хотя можно встретить круглые, овальные и прямоугольные ломберные столы.
Ломберный стол
Карточные игры того времени делились на азартные, коммерческие и домашние. Азартные игры преследовались законом, поэтому играть «по-крупному» мужчины уходили в кабинет хозяина, куда дамы не приглашались. Карточные долги в 19 веке считались «долгом чести», отдавать их приличия требовали в первую очередь [Ломберный стол, 2009 г.].
Итак, представленные экспонаты - важная составная часть экспозиции, уникальные вещи, которые являются предметами быта конца XIX-начала XX веков.
Таким образом, коллекция Музея купеческого быта передаёт дух того времени, житейский уклад провинциальной России конца XIX – начала XX веков.
Сильвестрова Н.В.
Заведующая структурным подразделением
Козьмодемьянского музея купеческого быта
Список литературы
- Адрес-календарь Казанской губернии на 1915 год. - Казань, 1914.
- А знаете ли вы, как изобретена стиральная машина и её историю [http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=25].
- Арсеньева З. Дуга, топор и рукавицы // Вечерний Петербург, 1 декабря 2011, №218. – С.2.
- Беловинский Л.В. Ломберный стол. – Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVIII – начала XX в. ОЛМА Медиа Групп, 2003. – С.411.
- Богданов И. Лекарство от скуки, или Краткая история мороженого [http://www.landsmanhn.no/paper.php?lang=nor&np=322].
- Васильева Л.Н. Жёны русской короны. - М.: «Атлантида XXI век», 1999. – 416 с.
- Веер и перчатки [http://elsa555.livejournal.com/67479.html].
- Дамская мода серебряного века [http://www.liveinternet.ru/users/4405823/ post262070195/].
- Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства XIX — начала XX века. - Нижний Новгород, 2008. – 320 с.
10. История Казани в документах и материалах XIX века. - Казань, 2005.
11. История создания ломберного стола [http://www.po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/289.htm].
12. История создания стиральных машин [http://himchist.spb.ru/folder1/pressa9/pr92/].
13. М.П.КАЛАШНИКОВЪ и СЫНЪ / M.P. Kalaschnikoff & Fils (российская часовая марка, история) [http://german242.com/wiki/index.php/КАЛАШНИКОВЪ].
14. М.П.Калашников и Сын [http://forum.oldwatch.ru/viewtopic.php?f=75&t=340].
15. Коляда В. Всё о стиральных машинах // Наука и жизнь, 2005, №9. С.12-16.
16. Короткова М.В. Традиции русского быта. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 319 с.
17. Ломберный стол [http://nason.ru/lombernyjstol/].
18. Крюкова Н.А. Догорающий сад. - Йошкар-Ола, 2013. – 308 с.
19. Муравьёв А.В. Крах купца Шишокина // Ведомости Козьмы и Дамиана, 24 декабря 2009. – С.10.
20. Муравьёв А.В. Подвенечное платье 1912 вернулось в Козьмодемьянск // Марийская правда, 19 августа 2005.
21. 50 сантиметров в талии имели платья 100 лет назад [http://fashionlib.ru/news/item/f00/s01/n0000100/].
22. Русская женская мода начала 20 века [http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post53595712/].
23. Шутов Василий Петрович. – Большая биографическая энциклопедия [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/121126/Шутов].