Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН - выходной;
ВТ-ПТ с 900 до 1600;
СБ-ВС с 900 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Музейно-образовательная программа «НИТЬ ВРЕМЁН»
2017-2018 год

Выездная музейно-образовательная программа для детей 6-7 лет «Нить времен».

«Нить времен» – это программа занятий о марийской традиционной культуре, праздниках, обрядах, песенном и сказочном фольклоре. Каждое занятие включает в лекционную и игровую часть с изучением старинных предметов быта, разучиванием народных песен, танцев и подвижных игр.

Программа направлена на интеграцию различных видов деятельности ребенка, охватывает основные направления его развития – познавательное, художественно-эстетическое, развитие речи и т.д. Подлинные предметы народного быта, истории и культуры являются ведущими средствами общения ребенка и взрослого.

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций является образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Особенностью его является общение через музейный экспонат-подлинник, находящийся в центре педагогического процесса. Эта специфика музея определяет и многообразие педагогических форм и методов.

Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача - формирование ценностного, личностного, эмоционально - окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Музейно-образовательный процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.

Другой аспект проблемы: формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем начале особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении ребенком навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

Цели и задачи программы:

Цель: Привить детям дошкольного возраста интерес к традициям и обычаям народа мари и народов Поволжья.

Задачи программы:

воспитание патриотического отношения и любви к родному краю;

приобщение к марийской культуре;

развитие духовно-познавательных потребностей детей;

развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);

развитие коммуникативных навыков;

расширение "среды обитания" воспитанников;

развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

профессиональное просвещение и профессиональная ориентация детей.

Планируемые результаты:

1. Повысится общий уровень культуры воспитанником.

2. Активизируется деятельность учащихся на школьных занятиях.

3. Появится интерес к профессии музейного работника.

4. Расширится аспект знаний у воспитанников в области истории и культуры родного края.

Реализация музейно-образовательной программы «Нить времен» осуществляется в три этапа:

1- сотрудничество с образовательным учреждением МДОУ №2 «Золотая рыбка»,

2- реализация занятий на базе МДОУ №2 «Золотая рыбка»,

3- анализ реализации программы в конце учебного года.

Программа рассчитана на один год (2017-2018 гг.). Аудиторией программы являются воспитанники подготовительной группы «Рябинка» МДОУ №2 «Золотая рыбка». Место проведения МДОУ №2 «Золотая рыбка». Методические формы работы с детьми достаточно разнообразные.

Основными формами работы по реализации программы являются: лекции, беседы, творческие занятия, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных на занятиях; музейные игры и театрализации, встречи с музейными сотрудниками, оформление детских выставок.

Методические принципы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В этих условиях не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

План работы музейно-образовательной программы

«Нить времен» на учебный 2017-2018 уч.год.

Воспитатель: Михеева Валентина Николаевна

п/п

Занятие

Форма проведения

Место и время проведения

Примечание

1.

Что такое музей?

Лекция

Октябрь

МДОУ №2

 

2.

«Моя малая Родина!»

Мастер-класс «Плетение из бересты»

Лекция

Ноябрь

МДОУ №2

Творческое

задание

3.

Мастер-класс «Новогодняя игрушка»

Мастер-класс

Декабрь

МДОУ №2

 

4.

Марийские традиции празднования Рождества

Лекция

Январь

МДОУ №2

Творческое задание

5.

«Юные защитники»

Беседа

Февраль

МДОУ №2

Творческое задание

6.

Мастер-класс

«Подарок маме»

Мастер-класс

Март

МДОУ №2

 

7.

«Мой родной Марийский край!»

Лекция

Апрель

МДОУ №2

Творческое задание

Продолжительность занятий: 40 минут.

Руководитель музейно-образовательной программы:

Хмелёва М.В. заведующий отделом по национальной культуре.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс дошкольного учреждения музейно-образовательной тематики и технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении воспитательной среды детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей "среды обитания" воспитанников.