Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Мифы, легенды и предания горномарийского народа

Изучение эпических жанров марийского фольклора является актуальным в исследовании древней истории, культуры народов с небольшой письменной традицией. Долгое время не имея своей письменности, эти народы в своих героических сказаниях, легендах и преданиях стремились сохранить информацию о древней жизни своих предков. С изменением исторических условий, социальной организации общества эти жанры в какой-то степени видоизменялись, обогащались новыми идеологическими концепциями и образами, они в то же время в многочисленных вариантах донесли до нас ранние сюжетные мотивы и древнейшие исторические образы.

Поэтому предания и сказания исторического характера, наряду с другими фольклорными, этнографическими и историческими материалами являются ценным источником информации об особенностях жизни наших предков. В свое время справедливо писал советский фольклорист Ю.М. Соколов о том, что «народная поэзия дает богатейший материал, чтобы понимать историческую жизнь» (Соколов 1994:86). Подчеркивая роль фольклора в изучении народов, он, прежде всего, имел в виду эпические жанры фольклора, в частности, предания, связанные с историей народа.

myphs

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

У Юлы-бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы.

Юла-бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот.

На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.

Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле-богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.

Упоминаются и исторические личности, связанные с Москвой. Например, в одном из преданий говорится, что на месте Москвы марийцы заложили города, но средств на его постройку не хватило. Деньги дал богатый человек Иван Калта (Иван - Денежный Мешок). Город был построен с его помощью и назван Москвой по названию реки Маскаэнер ("Медвежья река").
Русские назвали Ивана по-своему - Калита (МарНИИ, 1966, д.Мари-Тумник Яранского р-на Кировской обл.). В другом предании говорится о том, что марийцы продали местность в районе русской столицы русскому князю Ивану Калите, который основал там город Москву (МарНИИ, 1966).
В исторических легендах и преданиях есть попытка объяснить причину переселения с запада. Одни информаторы утверждают, что оно связано с насильственной христианизацией, которая велась возле Москвы еще князем Владимиром Мономахом, угнетенным положением марийцев в момент русско-финского конфликта, другие - что марийцев притесняла мордва. Вероятно, эта мотивация возникла в разные эпохи, в разных социально-экономических и политических условиях. Существенно, что марийцы обитали в Верхнем и Среднем Поволжье разбросано, соседствовали
с разными народами и имели с ними различные по характеру контакты.
Это прослеживается в легендах "О царе Ханаяне и его князьях", записанной в 1930-х годах исследователем марийской религии И.В.Зыковым (Зыков, 1932), и "Как бог спустился к марийцам" (МарНИИ, 1966, д.Салаял Советского р-на Кировской области).
Мотивы божественного преопределения судьбы марийцев свидетельствуют о том, что эти легенды бытовали в основном в среде марийского жречества.
Легенды примечательны тем, что в них присутствует тема социально-политического, военного и религиозного объединения древнемарийских племен с прибалтийскими, пермскими и волжскими финнами.

Предания, как справедливо отмечено ведущим отечественным специалистом данной области фольклора В.К. Соколовой, всегда привлекали внимание своим содержанием. Эти устные прозаические рассказы о значительных событиях и лицах прошлого привлекались как материал для воссоздания истории края и для характеристики воззрений местного населения любого народа.

Стало быть, предания - устные прозаические произведения ретроспективного характера с установкой на достоверность. Причем обращенность к прошлому - важнейшая примета рассматриваемых повествований. Характерно, что предания обращены не к относительно недавнему, а к давно прошедшему времени, к глубокой истории, к его событиям и фактам.

Старший научный сотрудник Антонова Д.А.