Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН—выходной день;
ВТ-ПТ с 830 до 1700;
СБ-ВС с 830 до 1700.

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Выставки

«Подводный мир» Павла Кожина.

К 115-летию со дня рождения.

Безземельный крестьянин Михайло Кожин из глухой марийской деревушки не мог даже мечтать о том, что его сын, родившийся в страшном году начала русско-японской войны, станет крупным художником, слава которого перешагнет границы России. Мальчик любил рисовать. Постепенно точный от природы глаз вырабатывал точность руки художника. A Великий Октябрь открыл Павлу Кожину дорогу к художественному образованию. Еще в студенческие годы он познакомился с Тверской фарфоро-фаянсовой фабрикой (ныне Конаковский фаянсовый завод), где под наблюдением своих профессоров выполнял первые скульптуры в фаянсе и майолике.

«В те годы бытовая скульптура, — вспоминал Павел Михайлович, — рассматривалась как буржуазный предрассудок. Нужна была большая смелость работать в этом жанре». А он был смел и неравнодушен к анималистическим работам. Скульптурные животные напоминали ему далекое детство, глухую Быковку, где начинал познавать мир. Наверное, поэтому животные в его творчестве заняли ведущее место.

Павел Михайлович Кожин родился в деревне Быковка Нижегородской губернии (позднее – Марийская АССР). Первоначальное образование получил в местном сельском начальном училище, после революции 1917 года – в Нижегородской школе – коммуне, которую окончил в 1924 г. По воспоминаниям скульптора, он с детства любил рисовать и лепить из глины. Одновременно с обучением в школе П. М. Кожин состоял вольнослушателем Нижегородского художественного техникума.

С конца 1920 – х гг. П. М. Кожин работал на Конаковском фаянсовом заводе, где выполнял выставочные произведения, давал образцы для массового производства

В 1926 – 1931 гг. учился во ВХУТЕИНе на керамическом факультете. В 1929-1938 гг. художник пробовал свои силы в разнообразных жанрах, много экспериментировал с материалом.

С 1938 года творчество П. М. Кожина связано с Дулевским фарфоровым заводом. Он выполняет в фарфоре скульптуры людей, рыб и птиц (продавец сосисок, милиционер, карпы, стерляди, окуни, фазаны).

Созданию скульптур предшествовали рисунки с натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. В ранних работах акцент делался на видах рыб (вуалехвост, сом, стерлядь), контурах тела. В поздних работах автор больше внимания уделял деталям. Кроме того, П. М. Кожин работал в историческом, литературном и фольклорном жанре ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке", "Иванушка в полете", "Хозяйка Медной горы», "Баян").

Перейдя в 1938 году на Дулевский завод и, начав работать над фарфоровой скульптурой, П. М. Кожин не порывал, однако, связей с Конаковским фаянсовым заводом и многие свои работы выполнял для фаянса. Прежде всего, это были его анималистические скульптуры, которые выполнялись обычно в технике потечных цветных глазурей и выпускались заводом как майолики. В его произведениях не знаешь, чем больше любоваться, выразительностью ли скульптурного построения или красотой и богатством керамического материала.

Павел Михайлович Кожин – художник с большой творческой фантазией и неутомимой энергией. Его работы можно встретить во многих музеях страны, музеях Конаковского и Дулевского фарфорового заводов, он участник всех крупных выставок советского искусства. Его произведения были экспонированы на Парижской Всемирной выставке 1937 года, где получили золотую медаль, на выставке в Брюсселе в 1958 году его вещи отмечены серебряной медалью.

Скончался Кожин П.М. в 1975 году в Москве.

В нашем собрании фонда декоративно-прикладного искусства и скульптуры имеется несколько предметов работы Павла Михайловича Кожина. Это керамические фигуры камбалы, лосося, скумбрии и двух мальчиков – рыбаков. Есть еще два экспоната, предположительно его работы - фарфоровые статуэтки, выполненные на Дулевском фарфоровом заводе: «Речной окунь» и «Хозяйка Медной горы». Фигурки рыб и мальчиков, скорее всего, были выполнены на Конаковском фарфоровом заводе, на одной из них есть подпись: «Кожин». Время изготовления их, предположительно 40-60-е г.г. XX века. Поступили они в музей еще в советское время, легенда об их поступлении отсутствует. Эти предметы хранятся в фондах музея, появляются на тематических выставках, посвященных юбилею их создателя.

История появления других экспонатов более прописана.

«Речной окунь» был приобретен в 1994 году у родственников жительницы нашего городка, Зебоде Зои Михайловны, наряду с другими предметами городского быта в количестве 36 штук. Клеймо на фигурке датирует дату изготовления её в 1954 году из фарфора 1-го сорта. У экспоната есть небольшие сколы хвоста и утрата позолоты на плавниках и тельце. Экспонируется фигурка в постоянной экспозиции фарфорового зала Художественного музея.

«Хозяйка Медной горы» была закуплена в хозяйственном магазине города Козьмодемьянска в конце 50-х годов XX века. Клеймо показывает дату изготовления – 1959 год из фарфора 2-го сорта. Выставлена она также в фарфоровом зале музея.

Все фигурки стоят на постаментах, которые представляют собой часть естественной среды обитания. Рыбы словно кружат в водной среде в поисках пищи, мальчишки на льду склонились над лункой, один внимательно смотрит, как другой насаживает мотыля на крючок. Хозяйка Медной горы в своих владениях запечатлена и с ящеркой, и с необыкновенной красоты каменными цветами. Ярка и правдива каждая скульптура, нет в них фальши и красивости, одно глубокое понимание природы и умение отразить ее в пластичном материале.

Литература:

1. https://konakovobiblioteka.ru/index.php/mastera-konakovskogo-fayansa/783-kozhin-pavel-mikhajlovich
2. Буклет «Кожин» из фондов Художественного музея. КП-7112 КнФ-3862.

Сотрудник Лукьянова Е.В.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/index.php/exhibition#sigProId96ba953024

 
Еще статьи...