Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН - выходной;
ВТ-ПТ с 900 до 1600;
СБ-ВС с 900 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Писала я на аспидной доске…

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах…
Марина Цветаева

doska1В Козьмодемьянском Этнографическом музее под открытым небом им. В.И. Романова, в крестьянской избе, в книжном шкафчике, выставлены школьные принадлежности начала ХХ века. Среди книг, пеналов, ручек стоит предмет, который современным детям напоминает планшет, в шутку мы называем его «вечная тетрадь» - это аспидная (грифельная) доска.

Аспидная доска – жуткое название, фантазия сразу рисует страшных, мерзких змей – аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, имеющих клюв и способных извергать огонь. Доски получили такое название благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, так называют его геологи – это разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 0,5 - 3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали школьное пособие для письма.

doska2Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому её иногда называли грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позднее стали активно использовать обычный мел. А стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной тряпочкой.

Первое письменное упоминание использования аспидной доски относится к XIII веку, встречаются также упоминания в XVI—XVII веках. Но массовое использование аспидных досок началось в конце XVIII века. С развитием сланцевой индустрии. В XIX веке почти в каждой школе использовались аспидные/грифельные доски. Примерно к 1930 - 40 годам грифельные доски практически вышли из употребления.

doska3Грифельные/аспидные доски, находящиеся в Этнографическом музее под открытым небом датируются концом ХIХ начала ХХ веков. Они разного размера и качества. Например, доски конца ХIХ века имеют меньший размер, цвет тёмно-серый, изготовлены кустарным способом. Доски начала ХХ века большего размера, фабричного изготовления, разлинованы: одна сторона – в клетку, другая – в косую линию. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью, и не только детям. На аспидных досках писали банкиры, их использовали моряки для вычислений координат, а рабочие на производствах использовали доски для учета произведённых изделий.

Любопытные факты:

Гавриил Романович Державин имел привычку писать стихи вначале на аспидной доске (черновой вариант), завершённый стих переписывал на бумагу.

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы…

6 июля 1816 г.

doska4doska5

«За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Эти строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» [1] Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт Петербурге. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». Так написал О.Э. Мандельштам, в статье, которая была опубликована в журнале «Слово и культура» в 1921.

Мало кому известно, что аспидная доска стала «родительницей» самому известному школьному предмету – классной доске. Её изобрели сравнительно недавно – в начале XIX века. До этого учителя объясняли материал, образно говоря, на пальцах. Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук аспидных досок, составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно. Так он и сделал. Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной для всех нас классной доски. Вот уже 200 с лишним лет школьники и студенты вздрагивают, зарываются носом в учебники, когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: - А сейчас к доске пойдёт… Именно с тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!».

doska6

[1]   Журнал «Сын отечества», 1816, № 30, стр. 175.

 

Источники:

https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post402300703/

http://zagadki-istorii.ru/veshi-31.html#ixzz4xGJwl2Xp

Старший научный сотрудник
Отдела хранения
Лобанова Софья Юрьевна.

doska1
1. Школьные принадлежности. нач. ХХ в.
doska2

2. Девочка с аспидной доской (Albert Anker - Schulmädchen bei den Hausaufgaben, 1879)

doska3
3. Аспидная доска кон. 19 века
doska4
4. Грифельная доска ХХ в. в линию
doska5
5. Грифельная доска ХХ в. в клетку
doska6
6. Школа. Устный счёт («Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, 1895)