Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Забытые промыслы: трость

«Припаси посох на путь, а слово на ответ»- гласит старинная поговорка. Ответное слово, подходящее и не очень, почти всегда у каждого найдётся, а вот посох, у странствующих в наше время можно увидеть крайне редко.

Далёким предком изящной трости является посох. В начале своей истории он был обычной суковатой палкой, неоценимой помощницей в нелёгком пути каждого путника, основное предназначение которой - поддержка при ходьбе. Этот атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек, и называлось приспособление не тростью, а посохом.

Уже тогда путешественники пытались преобразить корявую ветку дерева, укорачивая её до нужной длины и украшая. Особо талантливые люди при помощи ножа вырезали на верхнем конце посоха различные фигуры, узоры. Самые удачные свои эксперименты продавали в ближайшем городе, через который пролегал его путь.

trosti12

Трость менялась, приобретая разные характерные особенности: в Древнем Риме крепкая трость, обитая медью, высотой около метра была боевым оружием. В древнем Китае и Японии посох, и трость претерпели огромное множество изменений, превращаясь в боевое оружие от нунчаков до двух метровых боевых посохов которых было более 10 видов. С появлением окованного наконечника появилось копьё.

Но самым распространенным видом посоха является пастушеский посох или «валашка». Пастушество было сопряжено с определенным риском: волки, разбойники и прочая прелесть, поэтому пастухи владели посохом как своим телом. Аналогичные посохи мы можем видеть у украинских и польских гуралей, он носит название «чупрага».

Время шло, боевой посох модернизировался, превратившись в современную дубинку ОМОНа. А посох странника, употребляемый именно как «палка, на которую человек опирается во время ходьбы» со временем превратился в трость.

Чтобы определить, что перед нами – палка или обычная трость, надо как следует приглядеться к этому предмету. Разница между палкой и тростью заключается в том, что у палки обычно имеется загнутая ручка или набалдашник, на которые можно опираться при ходьбе. А вот у трости круглый или цилиндрический набалдашник, предназначенный просто для красоты.

В XVII веке это нехитрое приспособление претерпело серьёзные изменения и стало эффектным дополнением к костюму, подчёркивающее социальный статус своего владельца.

trosti01

В России интерес к этому аксессуару появился во времена правления Петра I. Благодаря великому российскому реформатору элегантные трости надолго становятся элементом российского светского костюма. Оно и не мудрено. Известно, что царь с огромным любопытством воспринимал все новшества, зарождающиеся в Европе, и был хорошо знаком с европейской культурой. Петр I лично собрал большую коллекцию тростей, среди которых есть: трость-шпага, трость-линейка, трость с подзорной трубой. По эскизам царя изготовили трость, которую царь Пётр пожаловал своему сподвижнику А. Д. Меньшикову в связи с победой при Калише (1706г.) Её рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом. Придворные знали слабость Петра Великого и дарили ему трости на всевозможные праздники. Часть коллекции составляли трости доставшиеся в наследство от отца Царя Алексея Михайловича, например, одна необычайно роскошная с набалдашником из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями. А другая трость украшена золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами.

Драгоценные трости были излюбленным подарком среди вельмож и коронованных особ. Неравнодушна к тростям была Екатерина II. По случаю победы в русско-турецкой войне, датчане ей преподнесли в подарок уникальную трость с вмонтированным часовым механизмом, он приводил в движение 21 изящную миниатюру с батальными сценами. Прусский король Фридрих Великий преподнёс императрице трость с янтарным набалдашником в золотой оправе, усыпанной бриллиантами.

trosti13

Отделка трости сообщала о вкусе и финансовом положении. Часто после краснодеревщика трость отправляли к ювелиру, и тогда стоимость трости могла быть равна фамильному состоянию. Такие трости являлись не только деталью светского костюма, но и предметом многих коллекций. Их привозили из дальних поездок, заказывали у лучших мастеров, многие изделия были поистине уникальными и весьма дорогими произведениями искусства. Их охотно демонстрировали гостям, оставляли в наследство детям и внукам.

Интерес к трости проявляли короли, вельможи, дипломаты, писатели и т.д. Например, у того же А. С.Пушкина тростей было много: «рабочая», «спортивная», «по необходимости» и «просто так».

trosti14
trosti15

Трости были мужскими, женскими, детскими, они больше не являлись символом власти, а стали знаком состоятельности, их носили разные слои населения. В зависимости от моды, в трость могли вставляться: лорнеты, зонтики, фонарики, часы и так далее. В трости врача можно было обнаружить всю аптечку, у курильщика- набор для курения, художники носили в ней кисти, а музыканты нотные листы. В одном из рассказов

О' Генри описана трость, у которой можно было отвинтить набалдашник трости а внутри была потайная фляжка. Трость дарили юноше как символ вступления во взрослую жизнь. Кроме того, трость должна была соответствовать настроению её владельца и модным течениям времени. Считалось, что каждый уважающий себя светский человек должен иметь с десяток всевозможных тростей. Именно ношение трости отличало благородного человека от простолюдина. Одним словом, трость была очень популярной. С ней ходили Шаляпин и Есенин, Маяковский и даже известный марийский поэт и киноактёр Йыван Кырля щеголял с ней.

trosti09
trosti08

Эта популярность не могла обойти стороной славный купеческий город Козьмодемьянск. Каждый, уважающий себя купец имел несколько тростей: повседневных, деловых, прогулочных, парадных «на выход» и так далее. Среднее сословие города, стараясь выглядеть «модно» также щеголяло с тростями, но мещане не могли позволить себе купить дорогие экземпляры. Поэтому совершенно не удивительно, что именно здесь появился не характерный для данной местности народный промысел – изготовление тростей.

Первым мастером-кустарём являлся житель Козьмодемьянска Калашников Фёдор Дмитриевич. Кустарное изготовление тростей он начал с 1863 года. Первые свои трости он изготавливал из берёзы, яблони, клёна и карельской берёзы. Мастерство мастера росло из года в год и в 1896 году его изделия экспонировались на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Что послужило толчком к развитию этого промысла в Горномарийском районе. К сожалению, до настоящего времени не сохранились трости, которые изготавливал Фёдор Дмитриевич, и о самом мастере сохранилось очень мало сведений. Но его дело продолжили и расширили жители деревень Нижние и Верхние Шелаболки.

Продолжателем дела Калашникова Ф.Д. и основоположником кустарного производства в деревне Нижние Шелаболки, ещё до революции стал Тимофей Кузьмич Барышкин. Он внёс новшества в изготовление тростей. Будучи на военной службе в Дагестане он перенял опыт и секреты изготовления раскрашенных и лакированных узорных тростей у мастеров Унцукуля. Соединив полученные знания с опытом Калашникова Ф.Д., добавив марийский национальный колорит, Тимофей Барышкин стал изготавливать уникальные, колоритные трости. От насечки серебром, составляющей важный элемент декора унцукульских тростей, местному умельцу за неимением нужных материалов, традиций, условий для развития этого дорогостоящего, ювелирного искусства пришлось отказаться. Зато хорошо была освоена характерная для унцукульского промысла декоративная система обжига тростей с помощью свечи, раскраски и покрытия поверхности лаком, отчего трость обретала нарядный вид. Форма тростей при этом постепенно модифицировалась и наряду с толстыми палками с гнутой ручкой, похожими на унцукульские, марийский резчик начал выделывать тонкие тросточки. К производству тростей мастер привлёк отца Кузьму Петровича Барышкина, а в последствии и сына Петра.

В первое время техника производства хранилась кустарями в секрете, заготовку материала производили тайно от других. Но со временем к изготовлению тростей присоединились и другие жители деревни: Никодим Сергеевич Данилов, Иван Осипович Ромашкин, Степан Львов и другие. В итоге к 30-м годам XX века только в одной деревне Нижние Шелаболки изготовлением тростей было занято 35 кустарей из 20 дворов. В день они производили 15-17 изделий. Их заработок составлял 80 – 100 рублей. Художественное изготовление тростей у горных марийцев приобрело характер промысла. Их стали изготовлять в деревнях – Шындырьялы, Носёлы, Шелаболки, Чермышево. Трости получили широкое распространение среди местного населения, а также в Поволжье, а позднее и по всей России. В первое время сбыт готовых изделий производился скупщиками из города Козьмодемьянска, от кустарей они закупали трости партиями за 3-5 копеек за штуку и отправлялись с ними по Волге от Нижнего Новгорода до Саратова, перепродавая трости на волжских пристанях. Скупщики не давали кустарям самим продавать свои изделия, создавая помехи вплоть до привлечения милиции. И только к последним предвоенным годам кустари получили доступ к свободной продаже. Их продукция быстро распространялась по Поволжью, трости стали продавать по всей России, даже в Москве и Петербурге. В послевоенные годы мода на трости прошла, и спрос на изделия мастеров упал. В последние годы XXI века изготовлением тростей занимались лишь три мастера: Ободькин Николай Константинович, Трофимов Иван Никитич и Юадаров Иван Фёдорович. На ярмарке народных художественных промыслов, которая проводилась в Козьмодемьянске 22 июня 1985 года, принимал участие только Н.К. Ободькин.

trosti10

Особо надо рассказать о талантливом резчике, мастере по изготовлению тростей - Ободькине Николае Константиновиче.(1909 года рождения). Творческий стаж мастера насчитывает шесть десятилетий. Юный Николай Ободькин начал работать с 17 летнего возраста, с 1926 года, в это время почти вся деревня, примерно около 40 дворов, была занята этим промыслом, приносившим мастерам доход и славу. Изготовление тростей для него – это увлечение на всю жизнь. В свободное от работы время допоздна засиживался он над своими изделиями, каждое из которых отличается оригинальным узором. Трости, изготавливаемые Н.К. Ободькиным, выделяются резными ручками в виде клюва птицы, головы почтенного старца, ежа с иголками или изящными красивыми ручками, разукрашенными в зелёные и красные тона. В руках мастера, сучковатая палка или деревянная чурка превращались в настоящее чудо. Вот описание выжженного узора на одной из тростей: в верхней её части пять различных сюжетов, разделённых полосками из двух линий, между которыми идут точки. Центральное место занимает изображение солнышка с лучиками, а затем почти до самого низа убегают по винтовой линии цепочки с точками, а в середине сложный орнамент, скопированный с фриза деревянного дома. Орнаменты, которыми мастер украшал трости, был самым разнообразными: до 20 – 25 вариантов. Даже в преклонном возрасте Николай Константинович работал продуктивно, вдохновенно, с выдумкой и фантазией, с уверенной, окрепшей с годами сноровкой. Помимо тростей и палок мастер изготавливал указки, которые пользовались не меньшим спросом. Его произведения закупил Всероссийский музей декоративно - прикладного и народного искусства, Трости Н.К. Ободькина имеются в коллекциях многих этнографических и художественных музеях, например, Санкт Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Козьмодемьянска. Его работы не раз экспонировались на зарубежных выставках в Финляндии, Венгрии, Канаде. Вот как описал свою встречу с Николаем Константиновичем фотограф, журналист и путешественник Левенштейн Генри - Ральф Рудольфович (Джонстон): «В одной из деревень я обратил внимание на старика, который сидел на крылечке избы и держал в руках две трости. Он, видимо, услышал, что приехали сотрудники музея для приобретения экспонатов, и хотел предложить свои изделия. Трости меня заинтересовали. Крепкие, добротно сделанные, с изогнутой крючком рукояткой, их гладкую поверхность украшали спиральные и волнообразные линии, разные комбинации геометрических и растительных орнаментов. Трости имели резиновый наконечник и были, по всему предназначены для пожилых людей, имеющих проблемы с ногами. Я к таким в то время ещё не относился, но сейчас жалею, что тогда не приобрёл одну из этих красивых и удобных тростей.

trosti11

-Трудно сейчас, - пожаловался он – продавать трости, не то, что было раньше. Помню, когда пароходы с туристами причаливали к берегу, мои трости шли нарасхват.

Лишь годами позже я узнал, что разговаривал с последним из «могикан», который занимался изготовлением тростей – Николаем Константиновичем Ободькиным, жителем деревни Нижние Шелаболки. Сейчас его уже не стало, а с ним производство тростей прекратилось.»

Изготовлялись палки и трости трёх видов: толстые, сучковатые с изогнутым крючком – рукояткой и тонкие тросточки с резной ручкой, изображающие животных, птиц, змей и т.п. Каждый мастер заготовку материала производил тайно от других, соблюдая ряд правил и ритуалов. Дерево, с которого берут материал, должно быть здоровым, без гнили и порубов. Оно должно производить впечатление силы и надёжности, если это куст, то вызывать чувство радости, благополучия. Две ветки или сучка с одного дерева не берут. В некоторых случаях используют дерево, в которое попала молния. Подходят к дереву, кусту с востока, левая рука на сердце, правая кладётся на дерево, чтобы с ним сразу быть в контакте. Далее произносится извинение, идущее из души. Просится прощение за причиняемый вред. Затем мастер просит у дерева помощи для удачного изготовления трости, палки или жезла. Если это не сделать, в вашей памяти, отложится на подсознательном уровне, тот факт, что вы нанесли ущерб дереву, лишая его ветки, срезая её. И в дальнейшем негативная энергия скажется на работе при изготовлении изделия. Многие, когда режут живое дерево, не понимают, что ему больно. И это порождает негатив, а на изделии не должно быть никакого исходящего негатива. Если срезается или выкорчёвывается небольшое деревце целиком для трости, извинения приносят роще, лесу, деревьям вокруг. После того, как срезали – произносится благодарность, слова надо найти в душе. Срезанную заготовку сразу кладут в мешок, чтобы его никто посторонний до поры до времени не видел. Срезом вверх – к завязке мешка. На краю леса или поляны в благодарность оставляют требу – хлеб, три заговорённых каравая кладут треугольником, вершиной к дереву, последнее не обязательно, достаточно положить хлеб.

Дерево близко вибрационному фону человека, с ним легко найти контакт. Чем старше дерево, тем оно сильнее, потому что накопило энергию за много, много лет. Уже дома, на заготовке счищается маленький участок коры и на это место наносится знак, заготовки кладутся сушиться на год, вся кора не снимается, иначе от быстрого высыхания древесина даст трещины. В мешок, где лежат заготовки, кладут травы в отдельном мешочке: ромашка, валериана, зверобой, корень аира, корень папоротника. Через год работу продолжают. Заготовить материал можно с весны, начала таяния снега и до самых заморозков.

Для изготовления тростей использовали лиственные породы деревьев и кустарников с твёрдой древесиной: клён, дуб, вяз, жимолость, шиповник, орешник иногда яблоня. Но если мастер видел разнообразные по конфигурации наплывы на корнях, ветках, то обязательно срезал такую ветвь или выкапывал интересующий его корень. Такие наплывы использовали для украшения ручки. Инвентарь мастера состоит из ножа, долота, гнула, рашпиля, трубки со светильником для выжигания, шкурки, кисти для лакировки.

Работа над тростью начиналась со срезки сучков со ствола, после чего снимали кору и клали заготовки в тёплую печку для размягчения и выправления. Затем сглаживали поверхность ножиком, рашпилем и шкуркой.

После обработки на тростях выжигали различные узоры, которые наносили при помощи сальной свечки, за неимением она заменялась салом с опущенным в него фитилём, который горит тонкоструйным пламенем. На пламя через феевку дуют с соответствующей силой, направляя его на подлежащие выжиганию места, и получают рисунок, постепенно поворачивая трость. Позднее узоры наносили при помощи металлической паяльной трубки (ревка) и парафинового светильника. После выжигания трость нужно промыть водой, просушить и покрыть лаком или протереть говяжьим жиром.

Узоры были самыми разнообразными, сочетая геометрический и растительный орнамент. Особое внимание уделялось изготовлению рукоятки. Тонкие тросточки изготавливались с резной ручкой в виде птицы, змеи. Более массивные рукоятки тростей, особенно с наплывами, вырезались с более интересными композициями, в зависимости от величины и формы наплыва. Это могла быть голова животного, фигурка птицы, голова старца и так далее. Ободькин Н.К. вырезал человека сидящего на стуле. Наибольшей популярностью пользовались трости с ручкой в виде фигурки птички. Она раскрашивалась в жёлтый, коричневый цвета, красный цвет использовали для клюва и гребешка, чёрный – для глаз. В яркой, натуралистической раскраске, покрытые лаком, казалось, они выпорхнули из марийских лесов и сели отдохнуть на тросточку.

При художественном оформлении мастера избегали цветных фонов, сохраняя, светлую поверхность древесины, подчёркивая её природную красоту небольшим количеством яркой росписи. В росписи использовали гуашевые краски, которые разводили трёх – пятипроцентным раствором столярного клея. Эта красочная масса хорошо набирается на кисть, легко ложится на предварительно отшлифованную поверхность. Гуашью такой консистенции можно писать и по незагрунтованной древесине: она не растекается. Для росписи используют мягкие беличьи кисти. Изделия лакируют после просушки в течение двух – трёх часов при комнатной температуре. Под лаковой плёнкой краски приобретают звучность и сочность, а изделие – законченный вид. Мастера были настоящими волшебниками, в руках которых незамысловатый сук превращался в настоящее чудо.

trosti06

Со временем трость утратила свою привлекательность и начала отходить в прошлое. В новой современной жизни места изящной тросточке уже не нашлось, их можно увидеть только в музеях. В Этнографическом музее под открытым небом им. Романова собрана небольшая коллекция палок и тростей. Каждый экспонат отличается древесиной, из которого он изготовлен, декором, орнаментом и резной рукояткой. В коллекции имеются несколько тростей, набалдашники которых выполнены с одинаковым изображением – голова старика в головном уборе, но каждая трость выполнена в своей манере.

trosti04Трость-дубинка изготовлена из ствола яблони, структура коры ярко выражена, корявость, бороздки, неровности подчёркнуты искусственно. Набалдашник цельный, вырезан в виде головы старика в папахе. Головной убор высокий, с маленьким отворотом, украшен геометрическим узором в виде ромбов в технике выжигания по дереву. Волосы и борода выделены чёрной краской, а также краской выделены и брови, что придаёт лицу выразительность. Борода в нижней части раздваивается, вырезана так тщательно, что можно различить волоски.

trosti05На другой трости голова вырезана не с такой тщательностью, как на предыдущей трости. Папаха меньшего размера, без узоров, выкрашена в тёмный цвет, борода изображена условно. Трость покрыта точечным рисунком в технике выжигания по дереву.

trosti02Среди них выделяется трость со съёмным набалдашником в виде головы старика с папахой на голове. Папаха не высокая, вырезана с широким отворотом, черты лица тщательно вырезаны, на лице ярко выделены усы и короткая окладистая борода, волосы длинные. В изготовлении данной трости мастер не применял краску, чтобы была видна структура древесины. Не смотря на то, что резьба крупная, немного грубоватая общее впечатление от трости достаточно лёгкое, изящное. Сама трость богато украшена растительно-геометрическим спиралевидным рисунком, что придаёт трости солидность.

trosti03Отдельную группу составляют трости с рукоятками в виде птиц и животных. Особый интерес вызывает трость с набалдашником в виде головы собаки. Она вырезана очень тщательно, натуралистично, тонко. В декоративной отделке трости мастер отказался от применения краски, показывая красоту натурального дерева. Узоры спиральные, нанесены в технике выжигания по дереву, слабо выражены. Благодаря этому изделие внешне выглядит лёгким элегантным, не смотря на некоторую массивность. Рукоять изогнутая, составляет единое целое с тростью.

Излюбленным изображением на тростях у мастеров являются птицы. В музейной коллекции имеется несколько таких тросточек. Одна из них изготовлена в 1960 году Н.К. Ободькиным из ствола молодой жимолости. trosti07 Его трость богато разукрашена спиральным геометрическим орнаментом. Рукоять прямая, в виде летящей птицы, оперение яркое, перья покрашены зелёным, красным цветом.

Но не все трости имели резные ручки, достаточно много тростей и палок имеют простые гнутые рукоятки. Такие трости богато украшены орнаментом, красота которых подчёркнута яркими красками.

Можно бесконечно описывать красоту тростей и палок, мастерство местных кустарей – резчиков. Становится, немного жаль, что их изделия не пользуются спросом и ушли в прошлое. Будущие поколения смогут прикоснуться к искусству Козьмодемьянских и Шелаболкинских мастеров, только посетив музеи.

В наше время трости и палки можно встретить только у престарелых и больных людей, у которых проблемы с ногами. А палки и трости служат для них опорой, но изготовлены они не ручным, а промышленным способом. Нет в них индивидуальности, тепла человеческих рук, доброй энергетики мастеров.

Лобанова Софья Юрьевна

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения

Используемая литература:

 

  1. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XXI века/ Под ред. Проф. Воробьёва Н.И..- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство,1956.-160с.
  2. Народные художественные промыслы Марийской АССР / Материалы научно – практической конференции «Актуальные проблемы развития народных художественных промыслов и декоративно – прикладного искусства Марийской АССР».- Йошкар Ола: Марийское книжное издательство, 1988.- 120с.
  3. Смирнова Д.А. Кустарные промыслы (конец XIX и начало XX вв.).- Козьмодемьянск.; Козьмодемьянское издательство, 2009.- 64с.
 
Еще статьи...