Статьи
Мужская рубаха конца ХІХ – начала ХХ вековВ фондах музеев республики Марий Эл находится богатейший материал по национальной одежде. В том числе и в Этнографическом музее под открытым небом им В.И. Романова. Экспонаты датируются в основном концом ХІХ и началом ХХ века. Но большая часть коллекций состоит из женского костюмного комплекса. Мужская одежда представлена относительно скудно. Информация для изучения марийской национальной одежды в этнографической литературе раскрыта не достаточно глубоко. Мужской костюм значительно проще женского как по количеству составных частей, так и по форме. Основными частями старинной мужской одежды являлись рубаха, штаны, кафтан, головной убор и т.д. Рубаху и штаны надевали непосредственно на тело (нижнее бельё отсутствовало). По крою мужская рубаха была аналогична женской. Традиционная марийская мужская рубаха шилась длиной до колен и ниже, при надевании рубаху поддёргивали вверх с большим напуском и подпоясывали поясом. К началу ХІХ века рубахи укоротились и к концу века достигли середины бедра. Рубахи носили «навыпуск», подпоясывали «под живот» поясом тканым, плетёным или просто верёвкой. Иногда рубахи носили не подпоясанными, в тех районах, где было близкое проживание татар, которые носили рубахи навыпуск и всегда без пояса. Целый ряд деталей марийского костюма роднит его с одеждой соседних народов – чуваш, удмуртов, мордвы, татар, башкир, и русских. Длительная совместная жизнь мари вместе с русскими не смогла не оказать определённого значительного воздействия на марийский костюм. С середины ХІХ века марийские мужские рубахи стали шить по – русскому типу. Это особо проявилось в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии и в Уржумском уезде Вятской губернии. При этом сохранилась марийская национальная специфика. Изменения в одежде, в том числе в мужской рубашке, в разные периоды времени очень заметны. Национальная одежда как создаётся, так и изменяется в процессе исторической жизни народа в зависимости от экономической базы и социальных условий жизни. В ХІХ веке существенные изменения произошли главным образом с развитием капиталистических отношений в марийской деревне, с разрушением натурального хозяйства. Марийская одежда стала изменяться в сторону использования фабрично – заводской продукции. До первой половины ХІХ века крестьяне шили рубахи преимущественно из холста и поскони собственного изготовления. Основным сырьём служили лён и конопля. Ткани использовали чаще всего белые, но ткали пестрядь и изготавливали крашенину. Для тканья пестряди нити красили загодя, а крашенина – это окрашенный непосредственно сам холст. Окраска производилась в домашних условиях природными красителями. Самый архаичный пошив рубах – туникообразный. Одежда, в том числе рубахи, шилась в основном вручную. В пошиве шёл экономный раскрой, не оставляющий после себя остатков – обрезков. Раскрой женской и мужской рубах был одинаковым. За модуль кроя принималась ширина холста от 38 до 42 см. На мужскую рубаху уходило от 6 аршин холста и более. Мужские рубахи сшиваются из 4–х - 10 кусков ткани (для крупных мужчин). Передний и задний куски имеют один размер, это одна точа согнутая посередине по утку на две равные половины. Далее два или четыре куска боковые, если есть необходимость, то со спины к боковым кусками дополнительно вшивают два клина. Два куска на рукава плюс к ним две ластовицы, дающие возможность свободно поднимать руки. И последний кусок ткани на подоплёку (подклад на плечах, спине и груди). Принцип сбора рубахи: вначале пришиваются к переду – заду боковые куски сшивные (четыре части), или цельные (две части). К боковым частям пришивают ластовицы. В некоторых деревнях ластовицы вшивали из кумача, крашенины или фабричной ткани. И только затем пришиваются рукава. Прежде, чем пришить, края кусков, чуть подогнув, прошивают ниткой. Затем, два края кусков соединяют. После сшивания, одежду выворачивают, швы колотят молотком или колотушкой для получения плоского шва и гладкости. Только после этого, на груди и спине вырезается горловина, вшивается подоплёка. Продольные края подоплёки пришиваются к швам рубахи (на груди и спине). Низ пришивается непосредственно к самой рубахе. Вырез горловины на рубахе и подоплёке вместе вшивается в воротник. До вшивания воротник вышивается «узорится». В ворот праздничной рубахи вставляли полоску берёсты. Особенность: концы рукавов и ворот рубашки вышиваются разными нитками и разным узором. Положение разреза на груди было разным в зависимости от района проживания. Старинные мужские рубахи у мари Уржумского уезда и у уральских мари шили с правым ассиметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез имелся у жителей Яранского уезда. Рубахи с центральным грудным разрезом бытовали у горных и части луговых и восточных мари. У каждодневных, рабочих рубах в грудной разрез вшивали подпоʹлок – кант шириной 2 – 3 см. похожий на планку. К концу ХІХ века шилась полноценная планка, застёгивающаяся на пуговицы. Грудной разрез в традиционной марийской мужской рубахе скреплялся при помощи двух нитяных завязок. Позднее к грудному разрезу пришивали крючки, пуговицы. Пуговицы изготавливались вручную из нитей, кости и дерева. В середине ХІХ века использовали покупные фабричные пуговицы. Рубахи шили для разного назначения, в зависимости от качества холста. Самые лучшие, ровные холсты из самой лучшей кудели шли на пошив нарядных, праздничных рубах. Такие рубахи надевали в праздничные дни, во время посещения родственников, в церковь, на базар и т.п. Из грубого, плотного холста шили рабочие, повседневные рубахи. Восточные марийцы шили рубахи из пестряди. В первой половине ХІХ века рубахи из покупных тканей шили очень редко. Как отмечает Г. С. Маслова, из покупного ситца, сатина рубахи шили и носили на выход лишь старосты и зажиточные крестьяне. К концу ХІХ века рубахи из покупных тканей стали носить на выход и обычные крестьяне, такую рубаху называли «городской». У рубахи городского кроя отсутствовали боковины, выкраивалась пройма, рукава втачные, суживались к запястью, отсутствовали ластовицы, застёжка на груди с планкой, нет подоплёки, но есть плечевые швы. Рубаха по крою и пошиву близка к современной мужской рубашке. В Козьмодемьянском уезде Казанской губернии в середине ХІХ века широко были распространены праздничные богато вышитые мужские рубахи. Их украшали вышивкой не только на вороте, но и по рукавам, по подолу. На груди делали прямоугольную вставку, которую расшивали узором растительного или геометрического орнамента. У зажиточных крестьян на праздничную рубашку на груди, нашивали один или два маленьких кармашка для часов, кармашки также узорились. У восточных и луговых мари вышивка располагалась и на спине. Вышивку связывали с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от сглаза и болезней. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными нитями – у луговых мари, и шёлковыми нитками разных цветов у горных мари. Дополнительно нарядные рубахи украшались монетками, бисером, позументом, тесьмой и аппликацией из кумача. В ХХ веке марийская одежда стала интенсивно изменяться, всё чаще использовали покупную фабричную ткань, которая значительно заменила домотканину. Появились новые, городские формы одежды. Вышивка стала заменяться узорной тесьмой и лентами, нашивкой цветных тканей. Если женский костюмный комплекс подвергался меньшим изменениям, то мужская национальная одежда практически исчезла. Это особо заметно в местах близких к торговым путям, к коим и относился горномарийский район. Старший научный сотрудник Отдела учёта и хранения |
- Они защищали Сталинград
- Художник Горохов Иван Лаврентьевич
- Юрий Александрович Ельмаков
- Адам и Киса в одном лице
- Фотографии из альбома
- Васнецова Елизавета Юрьевна
- Монеты Петра I
- По указу Великого Императора
- Традиции чаепития
- Архитектура Смоленского собора
- Назад в СССР. Часть 3
- Назад в СССР. Часть 2
- Назад в СССР. Часть 1
- Кресло из купеческой семьи Зубкова, или «Дело мастера боится»
- Евстолия и её история