Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 31 мая МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Такие разные сновалки

Ткачество - традиционный домашний промысел, требующий от женщины много терпения и усидчивости, начиная с посева, ухода, уборки волокнистых растений и заканчивая получением готового холста. Необходимо выполнять много трудоемких операций и требуется много ткацких принадлежностей.

Прежде чем заправить и начать ткать, нужно приготовить нити основы, а для этого нужен сновальный станок. Снование на станке - это подготовка нити основы (мынер кыт) для тканья. [4, с. 738]. Основа готовилась на всю длину будущего холста. Навивали нити с двух катушек, пропуская через два кольца, закрепленных на жерди. Так определяли четные и нечетные нити, разделяя зев основы с помощью двух рядом вбитых колышков. Для образования зева одна нить обходила колышек снизу, а вторая нить – другой колышек сверху. Нити зева завязывались завязками перед снятием основы.

Самым древним и широко распространенным способом снования считается «снование на стене». В определителе «Хозяйство и быт русских крестьян» сказано, что производилась она на вбитых в стену дома, сарая, амбара в два вертикальных ряда колышках и парой колышек для получения зева [1, с. 94]. Отсюда и название способа «снования на стене».

У марийцев традиционной сновалкой была деревянная жердь (аргымы крапля) свыше 3 метров длиной, к которой прикреплялись с обоих концов бруски с зубьями [3, с. 49]. В работе марийского этнографа, краеведа, фольклориста Т. Е. Евсеева имеется рисунок жерди с четырьмя зубьями на каждом конце бруска, во время работы рядышком забивали два колышка для получения зева [5, с. 64]. Имеется фотография, где женщина натягивает основу для будущего холста [3, с. 49]. Для удобства работы деревянная жердь лежит на двух лавках. Жердь-сновалка имела преимущество: она была переносной, практичной. На ней можно было работать и в избе, и в сарае, и на улице.

Пользовались и другим типом сновалки в виде рамы (аргым стан) длиной около 3 метров и шириной около 80 сантиметров. На концах рамы прибиты колышки, от их количества зависела длина ткани. На одной из боковых рам имелись два колышка, которые служили для образования зева [3, с. 95]. Рамочная сновалка, как и сновалка-жердь была переносной.

Более совершенный способ снования на подвижной вертящейся сновалке – сновальный круг (аргым круга). Она представляет взаимно пересекающиеся рамы (четырехугольники) высотой до 2 метров и шириной до 1,5 метров. Рамы стояли на деревянной оси, закрепленной на крестовине или на толстом бревне. Деревянная рогатина (короткая палочка с двумя ответвлениями) или два колышка, закрепленные в нижней или верхней части рамы, служили для разделения нитей основы. Снование пряжи производили с двух вьюшек (лубяной круг) на которые были намотаны спряденные нити. Их ставили на полу около сновалки или же в станок. В станке они вращались свободно, что способствовало ускорению снования [1, с. 95]. Данный станок занимал много места, но значительно ускорял процесс снования. Его также можно было легко собрать и разобрать при необходимости.

Бывало и так, что не в каждом хозяйстве имелись вышеназванные приспособления. В этом случае женщины брали сновалки напрокат у соседей, сновали на широких скамейках или на стене какой-либо постройки [3, с. 50].

В наше время трудно найти сновальные жерди, рамы или сновальный круг. При необходимости можно соорудить сновалку, например, на основе старой двери. Вбиваем на узких сторонах двери два ряда гвоздей, прибиваем рогатину для получения зева. Всё, приспособление для снования готов, начинаем навивать основу для заправки ткацкого станка. Сделав работу, убираем нашу дверь. Было бы желание, а навыки выработаются, и женские руки сотворят чудеса.

Научный сотрудник отдела учета и хранения Людмила Таюкова

Литература:

  1. Бежкович А.С, Жегалова С.К, Лебедева А.А, Просвиркина С.К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. – Москва. 1959.
  2. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола. 1956.
  3. Молотова Т.Л. Традиционное марийское ткачество: Монография. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004 – 152 с.
  4. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: 1999.
  5. Тимофей Евсеев: этнографические коллекции. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2002.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/articles/5386-snovanie#sigProId175adc234a