Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

18 июня - выходной день

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

Кустарное производство тканей конца ХIХ - начала ХХ веков

Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. В эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

В крестьянской семье жизнь крестьянки связана с прядением и ткачеством с самого рождения. Девочке в колыбель клали детскую прялку для того, чтобы она легко приобщалась к прядению. С 11-12 лет девочку начинали учить прясть, а в бедных семьях – и раньше, помогать выращивать и обрабатывать волокнистые растения (Молотова 1987:83).

В ХIХ начале ХХ вв. у марийцев, как и у других народов Поволжья, волокнистые растения конопля, лен, крапива и овечья шерсть, являлись основным сырьем для изготовления различных тканей, очень редко лыко и сосновые иголки («сосновая шерсть»). (Молотова 2004: 4). В Горномарийском районе МАССР с 1941 по 1955 годы выращивали Китайский дубовый шелкопряд. В ряде колхозов были открыты шелководческие фермы. Шелк являлся стратегическим сырьем и использовался в производстве парашютов.

Грубая пряжа шла на изготовление грубого полотна, которые использовались на хозяйские нужды. Из полугрубой пряжи получали полугрубый холст, который использовали для рабочей одежды. Высоко ценились тонкие длинные волокна, из которых получали самый качественный холст (Молотова 2004:33). Его использовали для изготовления праздничной одежды, подарков невесты для родственников жениха.

Ткали холсты ранней весной, обычно начинали после Масленицы и завершали до начала весенне-полевых работ. Ткацкое искусство мариек было искусным. Они умели изготовлять на одном и том же стане до 12 видов холста (Молотова 1987: 83).

В фондах Этнографического музея им. В. И. Романова г. Козьмодемьянска имеются различные предметы ткачества. Для получения кудели использовали мялки, ступки, гребни, щети. Чтобы получить нитки, необходимы прялки и веретена. Отбелить, помыть и покрасить, нужны вьюшки, мотовило. Для работы ткацкого станка вороба, бердо, нитченки, скальни, уток. Отдельно хочется отметить такие предметы, как кудели конопляные и льняные. Клубки конопляных, льняных и фабричных ниток, холсты, различной техникой изготовления.

Ширина марийского холста достигала примерно 34–37 сантиметра и при изготовлении холстов использовали различные техники ткачества (Молотова 1987: 82).

Полотняное переплетение. Нити основы и утка располагаются в шахматном порядке, т. е. перекрывают друг друга поочередно. Лицевая и изнаночная стороны имеют одинаковый вид. Причем различаются простейшее полотняное переплетение - когда основа и уток состояли из пряжи, скрученной в одном направлении. Полотняное переплетение усложненного вида - когда нити утка очень плотно прибиты одна к другой, что возможно за счет разреженности нитей основы. При данном построении ткани нити основы полностью закрываются уточными, ткань напоминает ковровую, изготовленную в так называемой паласной технике.

Саржевое переплетение. Нити располагаются не в шахматном порядке, а со сдвигом, так на поверхности ткани образуются полосы – «диагонали». Саржевое переплетение делится на 2 вида: простое – с одинаково повторяющимися диагоналями и сложное – ломаная саржа с узором в виде «елочки» и ромбов. Саржевые ткани – всегда шерстяные, причем нити основы и утка только Z-крутки.

Закладная техника. Способом закладного ткачества можно выполнить и большую одноцветную, и рисунчатую многоцветную плоскость. Мастер в любом месте может заменить один узор другим, сделать орнамент крупным или мелким, многоцветным и двухцветным. Закладное ткачество – древнейший способ узорного ткачества, при котором каждый уточный ряд набирают отдельно ручным способом, за счет чего достигается цветовая насыщенность композиции вещи, что невозможно при других техниках. Ткань, выполненная в технике закладного ткачества, на всех участках одноосновная, одноуточная, полотняного переплетения. Фон и узор с лицевой и изнаночной стороны выглядят одинаково. Молотова отмечает, что марийцы занимались ткачеством безворсовых ковров и паласов в закладной технике (Молотова 2004:69)

Бранное ткачество. Техника ткачества, в основе которой – одна система основных нитей и два утка: фоновый и узорный (образующий узор). Фоновый уток переплетается с основой полотняным переплетением, а узорный уток проходит настилом (т. е. возвышается над фоном) то с лицевой, то с изнаночной стороны. Полотняное переплетение фона ткут на двух ремизках. Для прокидки же узорного утка зев получают иным способом. Перед началом тканья узора ткачиха особой планкой с заостренными концами набирает нити основы, разделяя на верхние и нижние, строго по счету, согласно задуманного рисунка. Отсюда, от слов «брать», «набирать», и происходит название техники. Когда узор набран планку заменяют широкой плоской дощечкой, которую ставят на ребро, и в полученный зев прокидывают уточину. Бранный узор с изнаночной стороны по контуру был тот же, что и с лицевой, но являлся по отношению к нему негативом (Молотова 2004: 67).

Выборная техника. Название этого метода говорит, что такое ткачество очень похоже на бранное. Для его воспроизведения также необходима все та же специальная дощечка или пруток. Она, в отличие от бранной техники выполнения, при выборной технике уток никогда не прокидывался от кромки до кромки. Узор накладывался отдельными участками, отчего ткани делались многоцветными и рельефными. Тем не менее, лицевая и изнаночная сторона, так же, как и при бранной технике выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него. Здесь не применяется бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего орнамента рисунка ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков. В сравнении с бранным или выборным ручным ткачеством данная методика менее трудоемка

Ажурное ткачество. В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество. При изготовлении ткани с помощью горизонтального ткацкого станка одной из наиболее распространенных техник считается ремизная или много ремизная техника. В этом случае цветные нити можно чередовать в определенном порядке и создавались всевозможные узоры. Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Холсты такого типа были темной расцветки в полоску или в клетку: первая разновидность предназначалась для мужской одежды, вторая – для хозяйственных нужд: пологов, передников, подкладок для верхней одежды (Молотова 2004:68).

Комбинирование техник ткачества. Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Это они делали на ткацких станках кустарного производства. Мы можем наглядно в этом убедиться.

Новый холст закладывали в фундамент нового дома, вешали на деревья и источники. Его дарили новорожденному, повитухе и кумовьям; на свадьбе - невесте, а невеста – свекрови. По полотну невеста входила в дом мужа. На похоронах новым холстом покрывали гроб, выстилали дорогу перед гробом. Готовое полотно символизировало дорогу, жизненный путь.

Научный сотрудник отдела учета и хранения Таюкова Л.В.

Литература:

  1. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев ХIХ века. – Йошкар-Ола: 1956.
  2. Молотова Т. Л. Традиционное марийское ткачество. Монография. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.
  3. Марийцы. Историко-Этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2005.
  4. Этнография марийского и русского населения Среднего Поволжья. Выпуск 11. Йошкар-Ола, 1987. Статья Молотовой Т.Л. «Материалы и технология изготовления марийского национального костюма».
  5. Непомнящая Наталья FB.ru: http://fb.ru/article/352705/chto-takoe-tkachestvo-vidyi-i-tehniki-tkachestva

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/articles#sigProId855a315659

 
Еще статьи...