Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Онлайн покупка

buyticket
«Пушкинская карта»: как и где оформить, кому положена...
pushkincard

Культура для школьн.

kulturadljashkol

Режим работы

ПНвыходной день.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ-ВС с 830 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Статьи

ПО УКАЗУ ВЕЛИКОГО ИМПЕРАТОРА

Первый Всероссийский Император Петр I – один из самых выдающихся правителей Российской Империи. Он был настоящим патриотом своего государства и делал все возможное для его процветания.

С юности Петр I проявлял интерес к разным наукам, и был первым из русских царей, кто совершил длительное путешествие по странам Европы. Благодаря этому он смог накопить богатый опыт и провести множество важных реформ, определивших направление развития России в XVIII веке.

Реформы Петра Великого способствовали развитию промышленности и торговли, а также отходу от устаревшего образа жизни. Указам императора в 1708 году образована Казанская губерния. Петр I был первым после Ивана Грозного венценосцем, посетившим Казань. Визит состоялся в 1722 году (с 27 мая по 8 июня) при отправлении императора в Персидский поход. Свое 50-летие Петр I встретил в Казани. По указу императора в городе усовершенствуются суконная, овчарная, кожевенная фабрики. На реке Казанка, близ Зилантова монастыря, создается адмиралтейство. С 1722 года на Казанской верфи было построено около 400 различных судов для каспийской флотилии[5].

Находясь в Европе, Царь видел множество произведений искусств, знакомился с коллекциями природных минералов и различных «причудливых вещей». Вследствие этого, на родине, он начал оказывать финансовую поддержку художникам, ученым, открывать лаборатории, музеи и картинные галереи, чтобы стимулировать развитие русской культуры и науки. Например, в Казани открыта славяно-латинская школа (1723г.), впоследствии, из нее выросла Казанская духовная академия. В одном из зданий бывшей академии, сейчас располагаются учебные корпуса, лаборатории и геологический музей Казанского (Приволжского) федерального университета[4].

В петровские времена произошел резкий перелом в развитии горного дела, изучении минералов, их свойств и применения. При этом огромную роль сыграли уральские минеральные богатства, до тех пор лежавшие втуне.

В целом, в России явный прогресс в развитии познаний в областях полезных ископаемых и горной промышленности наметился еще в период феодальной монархии, главным образом со времени Ивана IV (XVI в). В этот период потребности в минеральном сырье стали значительно увеличиваться в связи с усилением мощи Московской Руси, особенно после ликвидации угрозы со стороны племен кочевников за Уралом - в Сибири.

В самом начале 700-х Петром I на Урал были посланы тульские кузнецы, в том числе братья Демидовы. Их усилиями с помощью местных рудознатцев в ряде мест открыты месторождения железных и медных руд. Некоторые из них разрабатываются и по настоящее время. На Среднем Урале созданы десятки железоделательных заводов (Каменский, Невьянский, Нижне-Тагильский). Этим положено прочное начало горнозаводского дела на Урале, занявшем в дальнейшем ведущее положение в нашей промышленности [5].

В 1716 году императором Петром I была основана Кунсткамера. Это первый общедоступный русский естественно - исторический музей. 1195 минералогических образцов для первого музея приобретено у польского доктора медицины Готвальда. По тем временам это была крупная коллекция минералов, на основе которой в дальнейшем образовался Минеральный кабинет. Для кабинета в качестве подарков царской семье начинают поступать минералы и из разных зарубежных стран, например, образец серебра причудливой формы из Норвегии. А также в самой России разворачивается добыча соли, слюды, железных, медных, свинцовых, цинковых, серебряных, золотых и оловянных руд, графита и асбеста. В 1725 году после «учинения» Петром I Академии Наук, Минеральный кабинет вместе с Кунсткамерой переходит в ее ведение. Начинается систематическая работа по разбору и описанию коллекции. В дальнейшем, выдающиеся ученые И.Г. Гмелин, И.Амман, М.В. Ломоносов на протяжении многих лет кропотливо изучают и пополняют коллекции минералов.

Во второй половине XVIII, благодаря организованным экспедициям в Сибирь, на Урал, Алтай, Закавказье, Прикаспий, собрание минерального кабинета превратилось в одно из самых богатых в Европе и насчитывало 10 тысяч образцов.

В настоящее время Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана Академии наук Российской Федерации насчитывает только в основном фонде более 140 тысяч образцов и входит в число пяти самых крупных минералогических музеев мира[4].

Геологический музей имени А.А. Штукенберга Казанского университета берет свое начало с 1804 года, с момента основания самого университета. Минералогическая коллекция музея составляет более 21 тысячи единиц хранения и пополняется благодаря ежегодным экспедициям студентов и аспирантов. Многочисленные минералы и экспонаты из собраний геологического музея имени Штукенберга положены в основу экспозиции Музея естественной истории Татарстана Музея-заповедника «Казанский Кремль». Наш музей создан недавно, но уже располагает замечательной коллекцией минералов, горных пород, руд, наглядно иллюстрирующих жизнь и развитие различных элементов нашей планеты. Сочетание в музее классических принципов построения экспозиции и современных мультимедийных технологий позволяет рассматривать его в качестве музейного и научно-образовательного центра, в котором сосредоточена информация обо всей геологической истории Татарстана, его ископаемом, животном и растительном мире, минерально-сырьевых ресурсах.

На сегодняшний день наука насчитывает на Земле более 4500 видов минералов. Ежегодно ученые открывают 10-20 новых минералов. Следовательно, мир минералов до сих пор не описан до конца. И не изучен полностью. Согласно химической классификации минералы разделяются на классы, подклассы, группы и подгруппы[2] Наш музей располагает значительными экспонатами практически всех структурных подразделений мира минералов. Некоторые из этих минералов весьма редки, ну а другие, наоборот, встречаются практически всюду и буквально «окружают» нас. К примеру, кварц и глинистые минералы мы ежедневно «топчим ногами», а галит –это поваренная соль.

В зале «Минералы мира» нашего музея собрана богатейшая коллекция сульфидов и их аналогов. Из общеизвестных минералов этого класса отметим галенит («свинцовый блеск»), киноварь («кровь дракона»), пирит («серный колчедан»), аурипигмент («цвет золота»). Зарубежные экспонаты представлены образцами кристаллов золотистого пирита из Перу и друзой аурипигмента из США (Штат Невада). Большая часть экспонатов доставлена в Музей естественной истории Татарстана с уникального Дальнегорского полиметаллического месторождения, расположенного в Приморье. Это пирротин, галенит, арсенопирит.

Галогениды-соединения, содержащие фтор, хлор, бром, йод. Представители данного класса - флюорит («плавиковый шпат») Дальнегорского месторождения, галит («каменная соль») из США (Штат Калифорния).

Один из самых обширных классов минералов Земли - это класс оксидов и гидроксидов. В этом классе сосредоточены многие драгоценные и поделочные камни: рубин, сапфир, александрит, горный хрусталь, руды редких химических элементов. Наиболее ярким представителем минералов этого класса является кварц во всем своем разнообразии окрасок и форм. Фиолетовый кварц- это аметист; желтый - цитрин; черный- морион; серый- раухтопах. Кварц имеет множество цветных ювелирных разновидностей. Халцедон, агат, оникс, сердолик, карнеол, сапфирин. Большинство агатов коллекции нашего музея доставлено из труднодоступных мест Чукотки. Одного взгляда достаточно, чтобы убедиться в уникальности этой части экспозиции музея.

Класс карбонатов в коллекции музея представлен кальцитом («известковый шпат») из Татарстана, Дальнегорска, Магадана. К классу карбонатов относится и такой, исстари популярнейший в России самоцвет, как малахит. Немногие музеи мира могут похвастаться образцами малахита в виде натечных форм значительных размеров.

Сульфатные минералы общеизвестны как гипс, ангидрит, представлены российскими и зарубежными экспонатами из Мексики и Перу.

Немногочисленный класс фосфатов представлен друзой ванадинита в виде кристаллов правильной формы[1].

Являясь важной составной частью структуры Музея естественной истории Татарстана, зал «Минералы мира» выполняет следующие задачи:

-информированность, расширение и углубление знаний среди населения и посетителей музея о недрах нашей планеты, о науке геологии, о свойствах и применении различных минералов;

-предоставление возможности углубления знаний старшеклассников по отдельным темам физической географии и профессиональной подготовке студентов профильных вузов;

-оказание помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений;

-приобщение подрастающего поколения к поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности;

- проведение культурных мероприятий и просветительской работы среди всех слоёв населения.

Для решения этих задач музей осуществляет свою работу, реализуя различные формы и методы: экскурсии, тематические занятия, лекции, путешествия, экспедиции.

Одновременно с открытием музея развернул свою работу естественнонаучный кружок «Пилигрим». Несколько занятий по программе кружка проходят в «Зале минералов» или с использованием геологической коллекции зала. Дети с большим увлечением знакомятся с теоретическим лекционным материалом, а затем в «Зале минералов» на практике разбирают следующие темы: «Земля в доисторические времена», «Читаем каменные письмена», «Строение земной тверди» [3].

Большим подспорьем в популяризации изучения свойств минералов оказалось открытие нового интерактивного экспоната «Волшебная радуга минералов». Проект стал победителем VII грантового конкурса «Научный музей в XXI веке» фонда некоммерческих программ «Династия» Д. Зимина. Выставочный интерактивный экспозиционный бокс «Волшебная радуга минералов» дал возможность посетителям наблюдать эффект люминесценции минералов и горных пород. В тёмном пространстве в лучах ультрафиолета простые серые породы вспыхивают великолепным разноцветием. Этот эффект (флюоресценции или люминесценции) наблюдается у таких минералов, как кальцит, франклинит, виллемит. На одном из занятий кружка «Пилигрим» ребятам в доступной форме рассказывают об основах явления люминесценции и демонстрируют эффект свечения минералов под воздействием ультрафиолета.

Таким образом, музейные экспонаты имеют не только самодостаточную ценность, но и включены в контекст изучения отдельных тем. Это позволяет посетителям исследовать предметы, экспозицию музея и обсуждать результаты, помогает получать знания и одновременно наслаждение от встречи с музеем.

Совершенно очевидно, что нет ни одной сферы нашей деятельности, где бы в той или иной форме не употреблялся минерал. Человек, собственно и стал человеком, благодаря минералам. Изначально в качестве оружия, позже как предмет обихода, далее как источник драгоценностей, минералы вошли в нашу жизнь в качестве обязательного атрибута. Строительный материал, медицина, предметы интерьера и украшения, музейные коллекции и новые открытия- все это безграничные возможности минералов, российский путь которых открыл Великий Император Петр I.

 

Н.С. Валеева,
главный специалист
ГБУ «Государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

Литература:

1.  Батырова Ф.Д. Альбом Минералы. - Казань: Музей-заповедник «Казанский Кремль», 2010г.-33стр.

2.  Бетехтин А.Г. Курс минералогии. - М.: Госгеолтехиздат, 1956г.-558 стр.

3.  Валеева З.Р. Отчет о деятельности Музея-заповедника «Казанский Кремль» 1994-2014 г.г. – Казань: Музей-заповедник «Казанский Кремль», 2014г.-126 стр.

4.  Новгородова М.И. Учреждение Российской Академии наук. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана Российской Академии наук. Краткий путеводитель.- М.: Издательство ООО «БРИТАН», 2010г.-25 стр.

5.  Интересные факты, рубрика Краткие биографии. Петр Первый. [Электронный ресурс] Режим доступа https://interesnyefakty.org/

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 28

 
Еще статьи...

Платформа Обратной Связи (подать обращение)

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!