Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ,ВС с 830 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Марийские личные имена

На земном шаре всё имеет своё название. Любого человека можно назвать не иначе, как по имени, и благодаря имени становятся известными все поступки человека как хорошие, так и плохие. Говорят: «У него доброе имя», - имея в виду, что он хороший человек, или: «Не позорь моего имени», то есть не позорь меня. Однако не каждому известно, как давали имена, и откуда бралось имя.

Марийцы, как каждый народ, использовал свои имена. Похоже, любое слово, которым окружающие называли человека, могло стать именем. Именами становились прозвища, клички ими выделяли человека из общей массы, например: Яшкар – рыжий, Важик – кривой, косой и т.п. Детей могли назвать по времени рождения: Вадай – рождённый вечером, Эргай – рождённый утром, или по дню недели: Изакай – родившаяся в четверг, Шумат – родившаяся в субботу. Девочку, родившуюся в пору, когда созревают ягоды и фрукты могли назвать Саскавий, мальчик рождённый зимой вполне мог носить имя Иуштерге – сын холода /мороза, или просто: Тел / Телши – зима / зимний, Кäнгыж - лето. Ребёнок подрастал, становились видны черты его характера имя, данное при рождении могло измениться на: Шекай – совестливый, Айгабей – шумная, подвижная, Миштава – умелица.

Народ мари, издревле живший среди лесов, имел тесную связь с окружающей природой, эти отношения выстраивались не иначе, как между родителем и ребёнком, в деревьях, животных мариец видел и предков и потомков. Весь мир, включая также небесные светила – солнце, луну, звёзды – казался одной родовой общиной. Поэтому ряд имён был связан с природой и природными элементами: Цаган – прибрежный тростник, Олмавика – яблочная девушка, Айвика – красивая как луна, Эрге Кечамыш – сын солнца. Тотеизм – самая архаичная форма сознания древнего общества, это вера в тождество всех членов рода с одним определённым животным или птицей, реже с деревом или растением. Имена собственные также были связаны с тотемами: Вараш – ястреб, Маска – медведь, Йÿксÿдыр – дочь лебедя, Корак – ворона, Вÿльтак – дитя кобылы, Меран /Меранге – заяц, Лумшай – соболь. Жизнь марийского народа была тесно связана с добычей лесных, луговых, водяных животных, многие из которых (наиболее важные) стали считаться тотемом родов. «Звериные», «птичьи», «рыбьи», «растительные» имена отражают не только взаимоотношения предков с миром природы, но и родовые нравы, этноплеменные связи.

Существовало немало имён связанных с поклонением хлебу (кинде) и с морфемой «кинде»: Киндибай, Киндуш и т.п., Ӱацай – колобок (круглый хлеб). В марийском эпосе хлебные богатыри Лашка Патыр, Нöнчык Патыр всегда побеждают в поединках с каменными, железными богатырями и деревьями Тумо Патыр, Кÿртньо Патык. Богатырские имена из эпоса перешли в жизнь народа, мальчикам стали давать имена: Онар – глава, вождь, Эрпатыр – утренний богатырь, Пекпатыр – молодой богатырь.

В течение долгих столетий судьба марийского народа была прочно связана с тюркскими племенами и народами Поволжья и Приуралья, что привело к появлению множества имён тюркско-монгольского, персидско-арабского происхождения. Но и марийские имена вошли в перечень имён тюркских народов. После образования Казанского ханства обмен именами усилился. Марийских детей стали нарекать: Кошумбай – всадник, Кырыс – крутой, Толбай – родился хозяин (буквально), Асылвика – прекрасная женщина, Малика – царица. Тесный именной взаимообмен происходил с башкирами, удмуртами, мордвой, чувашами и другими народами.

После присоединения Среднего поволжья к Русскому государству, усилились контакты марийцев с русскими. В марийскую антропонимию стали просачиваться русские, славянские имена: Богдан, Добрай, Замятня, Ивашка, Сидор, Микита. К концу XVIII века началось плотное вытеснение языческих имён. После юридического утверждения христианства, начался очень сложный, интересный, весьма оригинальный процесс «двоеверия», который оказал влияние на имена. Выразилось это в присвоении двух имён: одно христианское, данное при крещении по календарю или святцам и мирское, даваемое по марийской традиции при рождении. После Октябрьской революции 1917 года и в течение всего ХХ века происходил процесс изменения, обновления имён (антропонимии). Старинные, языческие имена выходили из употребления, календарные имена стали основными. Во второй половине ХХ века стали встречаться европейские имена: Арнольд, Аида, Эльвира, Эдуард и так далее.

В настоящее время круг имён сузился, и стал однообразен. Но нет оснований отказываться от национальных, традиционных имён, в ХХI веке они зазвучат оригинально, свежо и достойны передачи будущим поколениям.

Старший научный сотрудник
Отдела учёта и хранения
Лобанова С.Ю.

Источник: Словарь марийских личных имён /под ред. С.Я. Черных.- Йошкар Ола, 1995 г.

image