Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН – выходной.
ВТ-ПТ с 830 до 1700.
СБ,ВС с 830 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

История одного павильона

#90_лет_ВИ_Романову

В этнографическом музее под открытым небом им В.И. Романова имеется здание, где размещены павильоны: «Плетёные изделия», «Национальная одежда», а также – «Ткачество». В прежнее время сруб данного здания был конюшней РОВД, а на территорию музея с ул. Лихачёва перевезён в 1988г и предназначено здание для размещения экспонатов для показа посетителям. Сруб для постройки данного здания использован из сосновых брёвен, а пол и потолок – из сосновых досок, фундамент установили из кирпичных столбов.

Уникальность павильона «Ткачество» состоит в том, что в нём представлен ныне утерянный процесс ручного изготовления ткани. Здесь можем увидеть лён и льномялку, различные виды прялок, ткацкий станок, сновалоки и прочие инструменты. В настоящее время подобные экспонаты являются подлинной редкостью. Несмотря на небольшое количество предметов, экспозиция по своему качеству и разнообразию очень интересна.

В павильоне «Ткачество» посетители могут увидеть: обработку волокна в ступе, обработку волокна на мялке, тканьё холста, тканьё поясов, мягчение холста(самотканины), изготовление самотканого сукна.

1. Обработка волокна в ступе.

Одежда марийцев шилась полностью из домотканины – конопляного и льняного холста. Выделка стеблей льна, конопли и употребление пряденых волокон на изготовление ткани занимали значительное место в домашнем хозяйстве. После обработки стебля на мялке, льняное или конопляное волокно толкли пестами в ступе по 4-5 женщин одновременно. Работали, как правило, с утра до позднего вечера 5-6 дней подряд.

2. Обработка волокна на мялке.

Для отделки волокна от стебля его мяли на особого рода мялке (тулэ), представляющей собой обрубок дерева, помещённый наклонно, с двумя корневищами вместо ножек и вырезом в верхней части обрубка, в который свободно входит укреплённая одним концом в верхней части обруба, в который свободно входит укрепленная одним концом деревянная пластина с рукоятью. Обычно для изготовления мялки использовали ель вместе с корневой системой. Мялка конопли производилась после вымачивания в воде и сушки пучков конопли. Этой работой занимались обычно после окончания сельскохозяйственных работ – осенью и зимой.

3. Тканьё холста.

Ткацкий станок у марийцев легко передвигался с места на место. Бердо держалось на основе, а ниченки подвешивались на верёвочках и прикреплялись к палке. Марийские женщины были искусны в ткацком деле. На одном и том же станке могли выткать до двенадцати видов холста, сукно из домашней шерсти и дорожки.

4. Тканьё поясов.

В каждой деревне были свои мастера по изготовлению поясов. Их ткали на специальном станочке из разноцветных хлопчатобумажных и шёлковых ниток, цвета при этом подбирались в виде спектора радуги. Очень ценились в народе пояса с буквами (сирыман ышты) или с целыми фразами религиозного содержания, вытканные монашками Верхнее - Сумского и Козьмодемьянского монастырей.

5. Мягчение холста(самотканины).

Отбеливанием и околотом холста обычно занимались в конце апреля – начале мая. Колотили, т.е. размягчали, девушки и женщины, чтобы холст был мягким, ровным, гладким, на бревне специальными колотушками, вставая попарно. Для бревна ель выбирали только резонансовую. Звук колотушек («то-лок», «то-лок») достигал вплоть до соседних деревень. И на этот звук шла молодёжь с гармошками, балалайками, чтобы встретиться и повеселиться.

В устройстве станка для околота применяли две пары тонких столбов, связанных сверху верёвкой и перекладину – жердь. Бревно подвешивали на верёвках. Холст для околота укладывался на бревно и прижимался в середине верёвкой, в концах которой две палки прижимали ногой с обеих сторон.

6. Хочется особо отметить «Изготовление самотканого сукна».

Овец стригут два раза в год: осенью и весной. Осенняя стрижка считается чистой шерстью и идёт на изготовление варежек, носочков и т д. Весенняя стрижка, после зимовки в сарае, считается грязной шерстью и идёт на изготовление домотканого сукна, валенок, чесанок. Ягнят стригут – когда цветёт черёмуха. Шерсть ягнёнка сильно садится, поэтому годится на изготовление чесанок. В самом начале, после стрижки, шерсть перебирают, т е убирают мусор из шерсти и только потом несут его взбивать на станке. В процессе этих работ, из шерсти уходит вся грязь, весь мусор и она становится мягкой и пушистой. Дальнейшая работа – это прядение. После прядения на прялке с донцем шерстяные нити наматывают на вьюшку. В намотанном виде же можно нити постирать и с вьюшкой. После обеда обычно ставят сушиться. За ночь нити подсыхают и можно уже их вытаскивать из печки. Теперь, чтобы нити не запутывались, для облегчения дальнейшей работы, берём две вьюшки и наматываем шерстяные нити на станок - сновалку с четырьмя палками. После этого нити приготовленной основы навиваем на большую катушку, вал для навивки нитей основы. Приготовленную основу затем, очень осторожно, чтобы не запутались нити, ставим в ткацкий стан и начинаем ткать. На станке можем выткать самотканое сукно. Ширина сукна примерно 40 – 60 см, а длину можно соткать различную, но, примерно, используется 6 мотков пряжи, т е пасмы 6 (в пасме 30 ниток).

Вначале сукно нужно постирать в тёплой водичке. Обычно для этого использовали два песта и бельевое корыто, с помощью которых просто толкли самотканое сукно. А после этого, кипятили в большом котле. Прокипятив до кипения, сукно вытаскивали с помощью песта-крючка в корытце и сворачивали в рулон, а посерёдке подвязывали верёвочкой. После толкли в корытце пестами и укладывали в кипящий котёл обратно. Кипятили и толкли самотканое сукно примерно шесть раз. При последнем кипячении в большой котёл с целью покраски самотканого сукна укладывали растительные красители (ольховую кору, корни конского щавеля) или покупали в магазине купорос. А после – покрашенное сукно толкут пестами в корытце и ещё раз толкут в сухую, размягчают, чтобы оно стало нежным и мягким. Просушивают в открытом дворе в конце весны уже под лето. Шили из самотканого сукна мужские зимние штаны («цылма»), пиджак, кафтан, а ещё – использовали как онучи (портянки).

Из остальной шерсти обычно вязали носки, чулки, варежки, перчатки и т. д.

Старший научный сотрудник
Отдела по национальной культуре

Акцорина А.Я.

07 06 05 04 03 02 01