Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

25 сен. с 1200 до 1700 музей закрыт на сан. обработку помещений
ПН-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Яблочный Спас

19 августа православные празднуют Яблочный спас или, как правильнее Преображение Господне. Праздник посвящен Иисусу — Спасителю, поэтому в народе он получил название Спас. А, поскольку в это время идет очень строгий Успенский пост, можно «спасаться» свежими яблоками, которые как раз поспевают в это время. Отсюда народное название праздника — Яблочный Спас.

Яблочный Спас связан с целым рядом примет и обрядов, которые в основном соотносились с Успенским постом и были посвящены проводам лета и чествованию нового урожая. Главная традиция — освящать на Яблочный Спас плоды нового урожая, в первую очередь яблоки, а также виноград и другие дары земли. Считалось, что освященные в Яблочный Спас плоды приобретают целебную силу.

Освященные яблоки в этот день ели сырыми, из них делали всевозможные блюда, их запекали с медом. Яблоки, другие фрукты и мед шли на изготовление постных пирогов и другой выпечки. Из яблок готовили напитки: компоты, взвары, сидры, также в этот день начинали заготавливать плоды нового урожая впрок — варили варенье и повидло.

В этот день было принято одаривать яблоками друзей, родных, соседей, а также нищих; люди устраивали семейные чаепития, дарили друг другу яблочные пироги.

На Руси на Яблочный Спас начиналась массовая торговля яблоками и другими фруктами, их продавали целыми возами, устраивая ярмарки и гуляния. Об этом подробно, ярко и красочно рассказывает картина «У Спаса Преображения. Престольный праздник» находящаяся в экспозиции художественно-исторического музея им. А.В.Григорьева.

Автор работы Афанасий Ефремович Куликов. Он родился 14 января 1884 года в деревне Исаково Калужской губернии. Семья Куликовых была большой, бедной, но крепкой. Детские годы будущего художника проходили традиционно для деревенского мальчишки. Он помогал по хозяйству, плел корзинки, зимними вечерами слушал сказки, легенды и песни. Уже в детстве  проявлял страсть к рисованию. Год Афанасий провел в церковно-приходской школе. В 12 лет его отдали "в люди" в Москву. Работал  в лавке купца. Но брат нашел для него место ученика в иконописной мастерской, где Афанасий провел 5 лет. По окончании учебы поступил в стенолазную школу, где учили расписывать стены церквей.

С 1906 по 1912 годы Куликов учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Преподавателями были замечательные русские художники: А. Васнецов, и В. Серов. Из училища Куликов вышел без официального звания, но в том же году Афанасий возглавил артель по росписи Елоховского собора в Москве.

Афанасий Куликов - живописец, график, иллюстратор, художник театра, монументалист. Но, в первую очередь, он известен как создатель школы советского лубка. Лубок - это русская народная картина, полученная отжимом на бумаге с резного изображения на деревянной (чаще липовой, "лубовой") доске. Лубки, выполненные в то время на плохой серой бумаге, и сейчас могут удивлять своими яркими красками, которые Куликов изготовлял собственноручно по рецептам, известным ему еще по годам ученичества. "Картинки" в лубочном жанре сразу же уходили в народ, с их помощью художник говорил с  простыми людьми на понятном им языке, он дарил людям, непросвещенным в искусстве, радость, оптимистическое настроение.

Картина «У Спаса Преображения. Престольный праздник», написанная в 1917г., так же выполнена Куликовым в стиле лубка. Народное гуляние по поводу праздника Яблочного спаса стало центральной темой картины. В этой работе действительно раскрыта русская душа. Пестрым, красочным, веселым хороводом кружит провинциальная молодежь. Заезжие купцы в длинных сюртуках и картузах предлагают свой товар. Мужики, бабы, старики и дети все вовлечены в шумный праздник и ярмарочную суету. Вся Великая Русь празднует и вкушает свежие яблоки. Такую работу мог написать человек, действительно вышедший из народа, и любивший сельские праздники, игры, хороводы. В работе Куликов отказался от традиционных приемов живописи и обратился к декоративности, простоте и яркости изображения, заимствуя это у народного творчества.

Кораблева О.В.

 jablochspas

А.Куликов. У Спаса Преображения. Престольный праздник. 1917 г.