Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 29 июня МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Чудесный мир бересты

Этнографический музей под открытым небом им. В.И.Романова был основан в 1983 году, в честь 400-летия города Козьмодемьянска. Но основной причиной создания музея послужило строительство Чебоксарской ГЭС, где множество сел и деревень нашего края ушли под воду. И чтобы как-то сохранить культуру и быт горных мари было принято решение: на пустыре площадью 5 га создать наш музей. Музей под открытым небом и уникален тем, что рассказывает о культуре и быте горных мари. Коллекция музея состоит из хозяйственных построек в натуральную величину: это шатрово-ветряная мельница, кузница, жилая изба, амбар, баня по-чёрному и многих других, а также предметов труда и быта: тончайшая горномарийская вышивка, плетёных изделий начала 19-20в.в.

В одном из павильонов музея представлены плетёные изделия из бересты, лыка, лозы, черёмухи, которые были выполнены в конце 19в.

Ах, нет прекраснее и тоньше,
Чем тот берёзовый простор.
Где пахнет хлебом, пахнет рощей,
Наш дом на берегу озёр.

А береста, белея всюду,
Пейзаж российский бережёт
Напоминая про былое
Где у истоков счастье ждёт.

Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором бы слагалось столько пословиц, поговорок, песен. Во всём мире не сыщешь дерева с такой ослепительной белой корой. За эту белую кору и получило дерево своё название «берёза». У марийского народа берёза считается символом чистоты, красоты и здоровья. Её ставят на марийских свадьбах. Накануне праздника Троицы храмы и дома до сих пор украшают свежими зелёными ветками берёзы.

Ещё в эпоху каменного века, не зная металлического топора, ножа и шила, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, сетей, других предметов быта, охоты и рыболовства. Плетение было прародителем макраме, ткачества, обусловило появление кружев. И главную роль здесь сыграла «берёзовая кора» и «щепа». Когда же и как возник в России этот нужный промысел? Каждый из вас скажет: «Давно», - и будет прав. В русских, марийских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог, играючи, сплести лукошко, корзину- берестянку или кошёлку для сбора грибов и ягод, а о стариках и говорить нечего:

Когда зацветёт июньская рожь,
Тогда бересту для себя подберешь.
Она золотистая, чистая вся,
Легко отделяется вмиг от ствола,
Плетёшь – и получится чудо – краса:
Посуда, цветы, сундучки, туеса.
Ещё лапоточки она принесла.

Оказывается, из давних источников нам известно, что сам промысел – плетение из бересты развивался стихийно. В 1830 году из-за границы вернулся князь Д.В.Голицын и привёз с собой несколько корзин иностранной работы, чтобы заставить крепостных плести такие же. Первым испробовал свои способности некий мастер Голубёнок – самый известный в округе (Звенигородская вотчина). После ряда неудачных попыток он преподнёс князю корзину, ещё даже лучше, чем у заморских мастеров, за что и получил разрешение обучать этому искусству всех желающих. Вот так и до наших краёв дошло это ремесло. У марийцев, как и у всех народов России, на какие только нужды не шла береста! Начиная строить дом, деревенские строители подкладывали под нижний складной венец избы, заканчивая – стелили на крышу под тесовую кровлю, защищая постройку от сырости. Рыбаки делали поплавки для сетей и удочек. Среди многообразных берестяных изделий, использовавшихся в народном быту, расположенных на наших полочках, особое место занимают берестяные изделия самого разнообразного назначения: пестери, корзины, лукошки, солонки, детские игрушки и даже обувь. Изготавливались они из берестяных лент косого плетения или куска бересты, согнутого пополам и прошитого бечёвкой или мочалом. Использовались для переноски продуктов и сбора грибов, ягод, орехов. Охотники носили в них припасы и предметы, которые надо было сохранить от сырости: табак, соль, спички. Зачастую все эти изделия не только не уступают изделиям из современных материалов, но и превосходят их.

В 1960-1970 годах плетением из бересты в основном занимались козьмодемьянские мастера: Александр Иванович Бакулин и Александр Иванович Хлупин. Интересны берестяные изделия в исполнении мастера Вениамина Игнатьевича Иванова. В настоящее время особое внимание уделяется возрождению этого древнего ремесла. И сейчас у нас тоже есть современные мастера: Н.В.Бобров, М.М.Дёгтева, Н.М.Шолкина и др. Они не только создают красивые изделия, но и активно участвуют во всероссийских, межрегиональных, республиканских, районных, городских выставках и фестивалях.

Смастерить изделие из бересты сможет каждый желающий, но для начала нужно заготовить материал. Заготавливать бересту лучше всего весной. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож, которым можно снимать её пластами, лентой. Для больших изделий подходит толстая береста, для мелких – толстая береста расслаивается на два-три слоя просто руками. Эту работу надо выполнять аккуратно, не торопясь. Для самого плетения нам необходим инструмент – кочедык, который поможет нам легко продеть полоски бересты между собой и небольшой рабочий стол в виде деревянной дощечки.

И так берем 8 одинаковых берестяных полосок 1 на 15 см. Из этих полосок в шахматном порядке плетём коврик. На нём с четырёх сторон размещаем линии границ дна солонки. По линиям дна плетёнки с четырёх сторон, с углов закалываем скрепками. С середины каждой стороны поочерёдно начинаем складывать новые уголки солонки, закладывая в шахматном порядке полоски, навстречу друг другу. После этого скрепки переносим на образовавшиеся бока солонки. Когда углы закончены, переплетаем боковые просветы между ними. Борта солонки можно заделывать зубчиками, закладывая концы в бок и срезая лишнее. Перед заделкой скрепки убираются.

И в заключении хочется сказать, что все мы стремимся к корням своим. А мир плетения из бересты многолик и интересен, соприкасаясь с ним, мы лучше узнаём историю своей страны, своего края.

М.М.Дёгтева - старший научный сотрудник КМК

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles/5474#sigProId15eafac3db