Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

с 28 мар. по 31 мая МУЗЕИ НЕ РАБОТАЮТ.

ВТ-ВС с 830 до 1700.

ПН–выходной день.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Сокровенный «результат поисков» марийского скульптора

Конец 2019 года для Козьмодемьянского музея  ознаменовался грандиозным событием – более 70 картин из постоянной экспозиции и фондов экспонировались в Национальной галерее города Йошкар-Олы Республики Марий Эл. Открытие выставки «Малой Третьяковки» проходило при большом аншлаге, присутствующих было огромное количество, был и оркестр с классической музыкой, и выступления высокопоставленных гостей, и ответные речи   козьмодемьянских сотрудников музея.

Когда торжественная часть открытия подошла к концу и можно было пройтись по залам галереи, осмотреть «свои» картины в новых интерьерах, мое внимание привлек посетитель, мужчина в годах, который пристально и как-то по-особому вглядывался в картины. Он не переходил поочередно от одной к другой, он перемещался иначе - закончив смотреть на одну картину, выхватывал взглядом следующую, и затем шел к ней через весь зал, чтобы потом передвинуться уже в ином направлении. Было видно, что мужчина разбирается в искусстве, он внимательно вглядывался в полотно, затем отходил на шаг назад, затем вновь приникал обратно. Спросив у хозяев выставки, кто же это, я получила ответ – Карпеев Владимир Михайлович, заслуженный художник  Республики Марий Эл.

«На ловца и зверь бежит», «случайности не случайны» - пришло мне в голову при этом, поскольку моя должность в музее как раз и подразумевает изучение и сбор произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Я подошла, представилась, спросила его мнение о привезенных шедеврах. Зашел разговор о нашем музее, и тут Владимир Михайлович  практически сразу сказал, что его работ в музее нет. Но он был бы не против подарить свои произведения для нас. Поговорив еще немного, договорились с ближайшей оказией приехать к нему в мастерскую, где он отдаст приготовленные работы.  Так и случилось. Теперь фонды музея пополнились пятью новыми экспонатами – скульптурными  этюдами в стиле «ню», анималистическим персонажем и медалями на тему добра и человеческого созидания.

К каждой своей работе Владимир Михайлович приложил небольшую информацию, полнее раскрывающую замысел произведения.

1. Этюд «Кормилица», 17 х 26,6 х 18, алюминий, литье.

Кормилица, так ласково в народе называют корову. Я добавил бы еще и «спасительница». Во время войны многие, в том числе и я, выжили именно благодаря молоку и продуктов из него. Не случайно в Индии к ней священное отношение.

Родился этот этюд во время работы над композицией для здания министерства сельского хозяйства республики. Во время работы периодически выезжал на фермы даниловского комплекса, где было сделано несколько этюдов с коров и телят в пластилине. Для отливки из металла выбрал две наиболее завершенные работы.

2. Этюд «Озорная», 1986 года создания, 30,5 х 13,3 х 11,8, алюминий, литье.

Этюд «Озорная» сделан был в начале творческого пути. После приезда в Йошкар-Олу долго не было личной мастерской. Эскизы делались в гостинице «Советская», а в натуральную величину - в общей скульптурной мастерской. Получив личную мастерскую, появилась возможность снова приобщиться к натуре, и освежить в памяти пластику человеческой фигуры.

Название «Озорная» условное, оно не отражает сути постановочной фигуры, а скорее характеризует озорное поведение самой модели.

3. Этюд «Любимый», 40 х 13,7 х 11, алюминий, литье, 2018 год создания.

В творчестве любого скульптора непременно присутствует этюд. Но до сих пор этюд, как специфический жанр скульптуры, не имеет устоявшегося определения. Словари дают различные толкования. Французский энциклопедический словарь характеризует этюд как «произведение, в котором выражается результат поисков».

В большинстве своем этюд связан с обнаженной женской фигурой. Из творческого опыта понял, чтобы был «результат поисков», надо много работать с одной моделью. Тогда можно уловить что-то сокровенное. В наших обстоятельствах – это единичные случаи. К такому случаю можно отнести данный этюд, условно названный «Любимый».

4. Медаль «Йошкар-Ола. За заслуги», D- 22 см, бронза, литье, 2017 год создания.

Медаль – один из любимых мною жанров скульптуры. В отличие от прочих моих медалей, она делалась по заказу. В таких случаях делается рабочая модель большого размера, а затем автоматически на специальном оборудовании уменьшается до нужного размера. И в этом размере поступает в тираж.

В основу композиции медали положен принцип коллажа. В отличие от хаотического расположения, элементы композиции преобразованы в некий городской пейзаж, для которого отобраны знаковые сооружения города. Они дают представление о его развитии во времени, о стилях, в которых он строился. Так, конный памятник Оболенскому – Ноготкову отсылает зрителя к самому началу основания, когда издается указ о закладке города. Церковь напоминает о становлении христианства в крае. Театр имени Шкетана – о культуре и архитектуре послевоенного времени. Не забыты и последние веянья в архитектуре, а также присутствует природный фактор – река Кокшага.

5. Медаль «Земля», D- 15 см, бронза, литье, 1979 года создания.

Медаль как неотъемлемая часть скульптуры, ценима мной за демократичность, за широту охвата тем, от самых простых до «монументов  на ладони». Примером последних служат  мои медали: «Вставай страна огромная», «1941-1945», «Первый самолет человека в космос». К этому ряду можно присоединить и медаль «Земля».

Трудно вспомнить, как возникло её пластическое решение, было это давно, но предварительные эскизы имелись. Главным движущим мотивом создания явилось хрупкость нашего мира, тревога от его неустойчивости. Людям хочется стабильности, спокойствия, достатка. Планета наша уникальна, и хочется видеть ее с человеческим лицом и мирными полями. Вот об этом и хотелось сказать этой медалью.

Медаль экспонировалась на разных выставках, в том числе Всесоюзной художественной выставке «Мы строим коммунизм», каталог с.31.

Лукьянова Е.В., сотрудник музея.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles/5450#sigProId0704e8f649