Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

в тур. сезон музеи работают по графику стоянки теплоходов

Музейные программы

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Прядение ниток

Сегодня мало кто задумывается о том, когда нитки появились на свет. До изобретения нитей одежда шилась с помощью игл из костей из сухожилий, вен или кишок животных. Научившись прясть нитки из шерсти и волокнистых растений, наши предки получили возможность получения разнообразных предметов одежды и быта.

Прядение нитей было процессом монотонным и долгим. Мужчины старались облегчить труд своих жен, изобретали разнообразные предметы для прядения. Пряли пряжу с осени до конца зимы. Спряденные нитки наматывали на ручное веретено (шыдыр), которое изготавливали сами крестьяне или покупались на базаре. При прядении перед началом работы на веретено насаживалось пряслице (лулаш). Это кольцо, для придания тяжести и вращения, сделана она из камня, олова или меди. Сделав несколько вращений, веретено набирает вес и пряслице убирается. Процесс прядения продолжается – левой рукой дергали за кудель и скручивали нитку, а правой приводили в движение веретено.

Для прядения марийцы использовали прялки двух типов: с донцем и просто прялка-палка (кынзалаванды), это древний, простой тип прялки. У марийцев была известна прялка из одного куска дерева – корневая. Лопастью служил ствол дерева, сиденьем – корневая часть. Бытовали и составные прялки, из донца и лопатки, представляющие собой два самостоятельных предмета. Донце использовалось для гребня при расчесывании кудели и для прялки.

Палки-прялки были цельной и составной. Цельная прялка чаще использовалась без донца. Во время прядения женщина сидела на скамье, а палку держала ногами или прикрепляла ее к скамейке. Иногда засовывала в голенище валенка или другую обувь, в которую была обута. В верхней части палки-прялки вырезалась круглая выемка для веревочки, прикрепляющей кудель (кынцала) к палке. Этот тип прялки был более удобен, он легко переносился и перевозился с одного места на другое. Составная прялка представляла палку, вставленную в донце.

Александра Фукс в первой половине ХIХ века об этом писал: «Черемиски прядут очень странно: привязывают кудель к палке и втыкают всегда палку в веревку в онучах».

От качества прядения зависело и качество холщевой ткани. Начинающим пряхам доверяли прясть нитки из волокна низкого качества. Девочек к прядению привлекались в возрасте 8-9 лет, чтобы дети не уставали, прядение чередовалось с играми и забавами. Девушки вечерами собирались, в какой либо избе, пряли свою пряжу, общались, пели песни, загадывали загадки. Женщины при прядении ниток оказывали взаимопомощь. Хозяйка приглашали соседей-подруг для совместного прядения куделей, которые так же сопровождались пением и ведением дружеских бесед. Т.Е. Евсеев отмечает, что «все собравшиеся на помощь должны напрясть по одной кудельной связке». После, как соседка спряла свою кудель, она прощалась с хозяйкой и шла домой. Оплата за труды производилась угощением.

В 20-30 годы ХХ столетие широкое применение получили самопрялки. Прядение на самопрялке было менее утомительным, а самое главное значительно ускорялся процесс прядения. Заключалось в следующем: пряха дергала волокно с кудели, а шпулька прялки, приводимая в движение подножной и колесом, наматывала нить. Обычно на самопрялке пряли тонкое волокно, высокого качества.

Умение девушки прясть в народе воспринималось как знак ее зрелости, готовности к замужеству. В сказках девушка находит своего жениха с помощью нити, привораживает парня умением чисто и тонко прясть. Нашим предкам было свойственно даже судьбу человека воспринимать как нить, выпряденную на прялке божеством, которая имеет свое начало и конец.

Научный сотрудник отдела учета и хранения Таюкова Л. В.
22.05.2019

Литература:

  1. Марийцы. Историко-Этнографические очерки Коллективная монография. Йошкар-Ола: МарНИЯЛИ, 2005 г.
  2. Молотова Т.Л. Традиционное марийское ткачество: Монография. – Йошкар-Ола: МарНИЯЛИ, 2004 г.
  3. Тимофей Евсеев: этнографические коллекции. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2002 г.

Экспонаты из коллекции этнографического музея под открытым небом им. В.И. Романова

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-40-56/articles/4962#sigProId5bef8a0553