Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН-ВС с 830 до 1700.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Передавая опыт предков…

Сотрудники Этнографического музея им В. И. Романова познакомили учащихся 3 класса Еласовской средней школы с традиционным промыслом марийского народа - обработкой бересты и берестяными изделиями.

Дети узнали, что материал, обладающий такими свойствами, как пластичность, малый удельный вес, бактерицидность, гидро и термоизоляционность, позволяли заниматься изготовлением различной утвари для крестьянского хозяйства. Из бересты изготавливали посуду, туеса, обувь, сумки, солонки, пестеры и игрушки. Готовые изделия украшали тиснением, росписью, резьбой и выскабливанием. Бересту использовали в строительстве для защиты от холода, гнилей и сырости, для обшивки лодок.  Из сухой перегонной бересты добывали деготь. А берестяные грамоты, дошедшие до нас, являются  памятниками культуры.

Учащиеся и учителя познакомились со старинными экспонатами из музейной коллекции берестяных изделий. Увидели творчество мастера по плетению из бересты Марины Михайловны Дегтевой, изделия которой особенно понравились детям.

Познакомившись с историей берестяного дела, увидев старинные и новые изделия дети, продолжили более близкое знакомство с берестой, т. е начали сами учиться плести. Сначала научились работать с бумажными лычками (узкие длинные полоски для ленточного плетения), из которых сплели закладки для книг. Усвоив азы в технологии ленточного плетения, продолжили работу с берестяными лычками. Старательно сгибая и переплетая лычки из бересты, все ребята почти самостоятельно смастерили книжные закладки. Получив удовлетворение от выполненной работы, мы наблюдали у детей искренние взгляды и веселые улыбки между одноклассниками.

Хочется отметить, что у нашего молодого поколения  навыки владения плетением из бересты сохранились где-то на подсознательном уровне. Мы это наблюдали на примере одного из учеников.  Александр как будто уже владел техникой ленточного плетения. Он все понял с одного объяснения и в процессе занятия сплел несколько закладок, как бумажных, так и берестяных. Чтобы Саша уже совсем не заскучал, мы его попросили помочь друзьям одноклассникам в плетении берестяных закладок. Это у него получилось.

Такое знакомство детей с промыслом родного края дает возможность учащимся быть ближе к истории марийского народа. А мы, старшее поколение, видим потенциал наших детей. В будущем такие дети, как Александр, освоив какой либо промысел, продолжат дело наших предков.

Научный сотрудник отдела учета и хранения   Людмила Таюкова.

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/2014-05-21-06-27-42/2014-05-21-07-22-32/5464#sigProId99e0c815d8