Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»

Режим работы

ПН - выходной;
ВТ-ПТ с 830 до 1700;
СБ-ВС с 900 до 1500.

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Яндекс.Метрика

Из жизни древних марийцев.

Наша вера помогает нам не только понять величайшие божественные истины, столь необходимые для полноты человеческой жизни, но и вразумляет нас и придаёт духовную силу, веру, надежду в трудную минуту. Большинство населения русской глубинки в XIX — XX в.в. было верующим, и православные традиции определяли весь уклад жизни человека. В церкви совершались обряды крещения, венчания и отпевания. Без молитвы крестьянин не начинал пахоты, не приступал к трапезе, без благословления не отправлялся в дорогу. Праздники Пасха, Рождество, Крещение, Благовещение почитались как самые большие праздники. Отношение к понятию «праздный» (т.е. «свободный», «пустой», «незанятый») в народной культуре неоднозначно. Поскольку лень считалась одним из тяжких пороков, желание проводить время праздно, строго осуждалось. «Праздный человек на грех натолкнётся», - говорили в народе. Другое дело, если запрет на работу в определённые дни, потому и названные праздниками, освящён церковью. Так, в частности, когда «птица гнездо не вьёт, девица косы не плетёт», не разрешалось даже топить печь и готовить еду. Нарушение запрета, по народным представлениям, должно было повлечь за собой суровую кару. Однако в народной культуре сохранялись следы и более ранних, дохристианских верований и культов древних славян и древних марийцев, отчётливо проявлявшие себя в святочных обрядах и масленичных игрищах. Люди в древние времена поклонялись явлениям природы, обожествляли их. И у русских и у марийцев вера была языческая. Человек языческой веры молился повсюду, поэтому не совершал не угодных богу поступков. Он боялся озлобить какого – либо из богов, т.к. бог впоследствии мог их покарать за неправильные поступки. Получается, что язычник был намного добрее душой, т.к. жил под пристальным наблюдением богов. Открыв утром глаза, он молится Духу домашнего очага, выходя во двор – следующему божеству. Идёт по воду или выходит в поле, также молится божествам. Садясь за стол, выходя из-за стола или ложась спать всюду и везде его окружают божества и их надо почитать, им надо угодить. Просили у богов благополучие, мир и лад в семье, благодарили бога за хлеб насущный, за благополучное завершение дня, за благополучное завершение какой– либо работы и т.д. Марийцы перед посевными работами собирались в священной роще, по обычаю проводили общее моление. Они разжигали костёр, к нему обращались с просьбой: уберечь людей, домашних животных, пчёл от болезней, помочь вырастить урожай. При этом жрец (служитель богу, проводящий церемонии) горстями разбрасывал овёс, а её участники ловили зерно полами подолами одежды – кто больше поймает – тот богаче урожая соберёт. Каждая семья приносила с собой в рощу обрядовую пищу: хлеб (лепёшку), блины сырники (тара), яйца, самодельное пиво. По случаю праздника устраивались народные гуляния, игрища и скачки на лошадях. Особое внимание отводилась куриному яйцу, как символ плодородия. Яйца катали по Земле, разбрасывали по полю, чтобы зерно уродилось таким же крупным.

Язычество по сути не является особой религией, а представляет собою древнейшую систему вероисповедания. Как и всякая религия она претерпела изменения. У каждого народа были свои особенности, традиции в вероисповедании. Языческая вера предполагает в себе моления природе, многобожие, особая форма жертвоприношения. У луговых марийцев существовало около 70 божеств, у горных марийцев в языческой вере - 24 бога : Главный Бог, Мать Солнца (богиня семейного очага, хорошей судьбы и богатства), Мать бога (считается покровительницей брака и рожениц), Мать воды, Мать земли, Мать ветра, Мать двора, Мать домашнего очага, Мать пчелы, Дух огня, Дух – банник, Злой дух (железа), Дух болезни лошадей, Ангел смерти, Ангел – докладчик, Дух ночи и т.д. Больше всего, кроме главного бога, почитали четыре божественных стихии: Огонь, Воду, Ветер, Землю, т.к. молились особо на утренней и вечерней заре, в чистом поле, у водоёма или на огонь. Приносили пожертвования деревьям, лечились с помощью деревьев, трав и кристально чистой воды. Поэтому не случайно в сказках боги сидят на дубах, берёзах, колдуны предсказывают будущее герою, сидя на дереве. И не случайно сказочные герои относятся к деревьям, зверям, птицам как к надёжным помощникам в борьбе со своими противниками, в преодолении необычных препятствий и явлений. Сказки поднимали вопросы и об экологическом воспитании людей: рубка некоторых деревьев, убийство некоторых видов птиц и зверей считалось большим грехом. Ведь только чувство греховности могло спасти человека от экологической катастрофы. Из деревьев особое внимание уделялось дубу, липе, берёзе. Белоствольная берёза, о которой поют песни, складывают сказки, пишут стихи, считают самым красивым и распространенным деревом, растущим в Республике Марий Эл. Белый цвет отражал символику чистоты, поэтому марийцы к берёзе относились как к божественному созданию. Обилие березовых лесов способствовало широкому использованию бересты для хозяйственных нужд. Берестой обшивали лодки, покрывали снаружи стены домов для предохранения от сырости, изготавливали различные необходимые в быту изделия: короба, туеса, корзинки, лапти, солонки. Из всего многообразия изделий из бересты мы рассмотрим те типы, которые имели и имеют практическое применение. Грубо их можно разделить на группы по способу изготовления – плетёные изделия, изделия из пластовой бересты и комбинированные изделия. Плетёные изделия выполнялись из полос бересты косым или прямым плетением. В употреблении крестьян была и обувь берестяная: ступни, лапти, башмаки - рабочая обувью, в которой убирали за скотом, сенокосили, ходили по дому. Изготавливали берестянку - простой ковшик, сделанный из пласта бересты, свернутый воронкой. Сведенные края пластины скреплялись расщепленной палочкой, внешний конец которой образовывал рукоять "ковшика". Его можно было встретить у родников в лесу. Самый распространенный тип из комбинированных изделий – туеса(или бураки), которые применялись для длительного хранения молока, сметаны. Многослойная береста - отличный теплоизолятор, поэтому горячая пища, которую брали в старину на работу в поле в берестяном бураке, не остужался, а квас - не нагревался в жару целый день.

drmari1
drmari2
drmari3

В настоящее время в г Козьмодемьянске проживает мастер Марина Михайловна Дёгтева, которая работает с берестой. 25 января состоялось очередное занятие по разработанному МДОУ «Детский сад №4 «Теремок» и МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» совместному учебно-образовательному проекту «С чего начинается Родина». Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в последние годы очень актуальны, поэтому решили ежемесячно проводить подобное в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Теремок». На очередном занятии состоялась встреча с мастером Мариной Михайловной и успешно был проведён мастер-класс «Мелочи из чудо - дерева берёзоньки». Дети с большим азартом участвовали на практическом занятии и остались удовлетворёнными. А ещё дети получили познания о жизни и быте своих передков. Узнали, что в среде народа из поколения в поколение передаются знания о том, что с помощью деревьев можно ещё и лечиться от самых различных болезней. А в настоящее время в народной медицине существует целое направление – дедротерапия, т.е. лечение с помощью деревьев. Необходимо отметить, что деревья обладают положительной и отрицательной биоэнергетикой. К положительным относятся: берёза, дуб, сосна. Каштан. Клён, ясень, липа, ива. Они подпитывают нас своей здоровой жизненной энергией. А к отрицательным относятся: осина, тополь, ель, платан, черёмуха, ольха. Эти деревья, наоборот. Забирают у нас энергию, но они также и лечат, снимая боль, выводят болезненную энергию. Правила общения с деревьями очень просты. С ними следует обращаться как с человеком: прежде всего, следует нежно поговорить с ними. Для этого, встаньте на расстоянии 40 - 60 см лицом или спиной к дереву - донору и обратитесь к нему с просьбой помочь повысить ваш биоэнергетический потенциал. А если вы хотите избавиться от сильной боли, то следует обратиться к отсасывающим болезни деревьям, деревьям – вампирам, например к осине. Но это очень нежное в своём роде дерево, требующее трепетного к себе обращения. С ним следует пообщаться. Дескать, вон каким красивым и стройным ты рос, а люди взяли и срезали твою ветку. Но ты же такой могучий и вполне можешь понять и простить их, и даже вылечить больного. Ну что тебе стоит, помоги. Биоэнергетическая подпитка должна занимать не более 2-3 минут, а проводить её следует за 2-3 часа до сна. Передозировка вредна, может отрицательно сказаться. Чтобы избавиться от различных болезней, обрести душевное равновесие – следует чаще посещать лес, т.е. прогуливаться там, где существует множество разновидностей деревьев. Хочется отметить, что для оздоровления нашего организма необходимы оба типа деревьев. Вначале, на пару минут следует соприкасаться с отсасывающими породами деревьев, чтобы избавиться от загрязнённой, негативной энергетики. Затем, минут на пять, встать к подпитывающему энергию дереву – это к дубу, берёзе, которых и обожествляли древние марийцы.

МУ "Козьмодемьянский культурно-исторический
музейный комплекс"старший научный сотрудник
отдела учёта и хранения Акцорина А.Я