Музейный класс
Авторы программы:
Лукьянова Е.В. cт. научный сотрудник художественного отдела (слева), Алексеева Ж.В. зав.художественным отделом (справа).
Содержание программы «Музейный класс» направлено на приобщение учащихся начальной школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска к музеям МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс» как к культурной среде, формирующей визуальную культуру и эстетические предпочтения личности. Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании подрастающего человека.«…посещать музей – значит, постепенно обогащаться духовно».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Начиная со второго класса, музейно - образовательная программа «Музейный класс» вводит учащихся в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей, формирует навыки музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства Козьмодемьянской картинной галереи.
Осмысленное изучение искусства позволяет учащимся начального звена МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска формировать навыки креативности и толерантности, то есть способности к созданию собственных принципиально новых идей и уважительного отношения к чужому образу мысли.
Музейно - образовательная программа «Музейный класс» направлена на формирование умения видеть – наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного в музеях МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс» .
В дальнейшем, на основе сформированных умений и навыков у детей формируется способность к пониманию специфики изобразительного языка.
Данная программа получила положительные результаты и отклики, как со стороны учителей, так и со стороны учеников и их родителей, в конце учебного 2013года. Решением научно-методического совета МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс» перед началом занятий в школе на 2016-2019 г.г. было предложено работать в этом направлении, так как предыдущий опыт работы с учащимися 2 класса (2012-2013 уч.год) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска убедительно свидетельствует, что ко второму году обучения по программе «Музейный класс» учащиеся 3класса уже могут сопоставлять, сравнивать, анализировать. При этом школьники ознакомились с историй своего родного г.Козьмодемьянска, с видами изобразительного искусства, узнали, что такое графика, архитектура, скульптура, живопись. На занятиях у детей развились не только любознательность, внимание, но и фантазия, творческая изобретательность, самостоятельность. Ученики, рассматривая музейные экспонаты, постигли главный закон истории: каждый предмет должен быть осмыслен в общем историческом потоке.
С помощью программы «Музейный класс», сотрудники учреждения МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс» стараются решить ряд трудных задач образовательного и воспитательного процесса: создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности путем приобщения детей к культуре.
Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным: поэтому в музеях «активными» являются не только глаза, уши, руки, ребенка, но и его сознание, интеллект, эмоциональная сфера. Понятие о нравственности, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Обогащение ребенка художественно-эстетической культурой происходит для него ненасильственно, если знание поступают как практическая созидательная деятельность. Использование методики музейно-образовательной программы «Музейный класс» позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков.
Главной целью программы «Музейный класс» является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества.
В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:
1. Содействовать развитию креативного мышления учащихся.
2. Расширять исторический кругозор.
3. Создать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музеев г.Козьмодемьянска.
4. Сформировать умения документирования исторических событий, посильно участвовать в создании экспозиции музея.
5. Отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия своей малой родины.
6. Воздействовать на формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому.
7. Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Планируемые результаты:
1. Повысится общий уровень культуры учащихся.
2. Активизируется деятельность учащихся на школьных занятиях.
3. Появится интерес к профессии музейного работника.
4. Расширится аспект знаний у учащихся в области истории и культуры родного края.
5. Повысится успеваемость учащихся.
6. Появятся навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Реализация музейно-образовательной программы «Музейный класс» осуществляется в три этапа: 1- сотрудничество с образовательным учреждением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска , 2- реализация занятий на базе МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс» 3- анализ реализации программы в конце учебного года.
Программа рассчитана на 3 года (2016-2019 гг.). Аудиторией программы являются школьники младшего звена МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска. Место проведения музеи МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс». Методические формы работы с детьми в условиях музея достаточно разнообразные. Программой предусматривается деятельность, в которой заняты как дети, так и сотрудники музея, в том числе: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и занятий. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, творческих заданиях. Методические принципы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В этих условиях не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
План музейно-образовательной программы реализуется согласно графику проведения занятий, и в соответствии с учебной программой начального звена МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Козьмодемьянска.
Структура программы включает в себя три учебных курса:
1. «Музей - это место для тебя» для 2 класса.
2. «Мы - друзья музея» для 3 класса.
3. «Музей - территория творчества» для 4 класса.
План работы музейно-образовательной программы
«Музейный класс» на учебный 2016-2017 уч.год
«Музей-это место для тебя» для 2 класса.
Классный руководитель: Болодурина Ольга Александровна
№ |
Название занятий |
Форма проведения |
Место и время проведения |
Примечание |
1 | «Музейный этикет» | Беседа | Сентябрь, ХИМ, 1этаж |
|
2 | «Арт-азбука» | Лекция, выставка | Ноябрь ХИМ, 2 этаж |
Творческое задание |
3 | «Предметный мир культуры» | Экскурсия, викторина | Декабрь МКБ |
Творческое задание |
4 | «Волшебный мир музея» | Беседа с показом презентации | Февраль ХИМ, 1 этаж | Творческое задание |
5 | «Мастер-класс по изготовлению рамок» | Мастер-класс | Март Лекционный зал |
|
6 | «Город чудесный, город древний» | Экскурсия, фотофиксация | Май Историческая часть города |
Творческое задание |
Продолжительность занятий: 40 минут.
Руководитель музейно-образовательных занятий:
Лукьянова Е.В. ст. научный сотрудник художественного отдела.
План работы музейно-образовательной программы
«Музейный класс» на учебный 2017-2018 уч.год
«Мы друзья музея» для 3 класса
Классный руководитель: Войкина Любовь Викторовна
№ |
Название занятий |
Форма проведения |
Место и время проведения |
Примечание |
1 | «Старый дом и все что в нем» | Беседа | Сентябрь ЭМ,изба лесника |
|
2 | «Сохатый - символ марийских лесов» | Лекция с показом презентации | Октябрь ХИМ, 1этаж |
Творческое задание: найти песни, стихи, частушки о лосе. |
3 |
«Беседы у древнего очага» | Лекция | Ноябрь ХИМ, 1этаж |
Творческое задание: нарисовать первобытного человека. |
4 | «Покупки к чаю» | Мероприятие | Декабрь Бар ХИМ |
Творческое задание: найти частушки, песни о чае |
5 | "Кузьма и Демьян-покровители ремесел" | Мастер-класс | Февраль ХИМ,1этаж |
|
6 | "Мир наших чувств в картинной галереи" (цвет и настроение) | Экскурсия | Март ХИМ, 2этаж |
Творческое задание: написать эссе «Мое впечатление от увиденного в музее» |
7 | «Как живут экспонаты в музее» | Беседа | Апрель ХИМ, фонды |
|
8 | «Мы друзья музея» | Беседа | Май ХИМ |
Продолжительность занятий : 45 минут.
Руководитель музейно-образовательных занятий:
Алексеева Ж.В. зав.художественным отделом
Перспективный план работы музейно-образовательной программы
«Музейный класс» на учебный 2018-2019 уч.год
«Музей -территория творчества» для 4 класса.
№ |
Название занятий |
Форма проведения |
Место и время проведения |
Примечание |
1 | «В гостях у прошлого». (об истории г.Козьмодемьянска начала XX вв. ) |
Костюмированная экскурсия | Сентябрь МКБ |
|
2 | Тряпичная кукла – закрутка и традиции ее бытования. | Мастер-класс | Октябрь лекционный зал ХИМ |
Творческое задание: изготовление кукол |
3 | "Занимательная археология" | Лекция, выставка | Ноябрь лекционный зал ХИМ |
|
4 | «Волшебная посуда» | Экскурсия | Декабрь ХИМ, фарфоровый зал |
|
5 | «Награды Родины» | Беседа | Февраль ХИМ, 1этаж |
Творческое задание: написать эссе о наградах близких родственников |
6 | «Их именами названы улицы» | Тематическая экскурсия по исторической части города | Март | |
7 | «Традиционная отрасль хозяйства мари: плетение из лыка, бересты, ивы» | Мастер-класс | Апрель лекционный зал ХИМ |
Творческое задание:азы плетения |
8 | «В гости в курную избу» | Экскурсия | Май ЭМ |
Продолжительность занятий : 45 минут.
Руководители музейно-образовательных занятий:
Алексеева Ж.В. зав.художественным отделом,
Лукьянова Е.В. ст. научный сотрудник художественного отдела.