100-летие Художественно-исторического музея
К 75-летию снятия блокады Ленинграда. Преодоление27 января 1944г. была окончательно снята блокада Ленинграда. 75 лет назад этот день был вторым рождением для оставшихся в живых блокадников. Это был праздник для почти безжизненного, измученного, но преодолевшего блокаду и не сломленного города, для всей страны. О блокаде не понаслышке знал и наш с вами земляк, родившийся в Черемис-Туреке (сейчас – Мари-Турек), художник, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Михаил Георгиевич Платунов. Он перенес первую, самую суровую ленинградскую военную зиму. Эти пережитые события и легли в основу созданной им целой серии работ «Ленинград в блокаде» о подвиге человека, сумевшего не только выжить, но и работать, и как работать! «Ленинградский Совет, - вспоминает М.Г. Платунов, - предложил художникам отобразить блокадную жизнь города. Художникам были выданы особые разрешения на право работы в любом месте города и беспрепятственное передвижение по улицам в любое время. Однако очень немногие могли приняться за работу. Некоторые к этому времени уже погибли от обстрелов и голода, другие ушли на фронт и воевали с оружием в руках, третьи были больны и не в состоянии двигаться». В течение восьми месяцев художник Платунов ежедневно проделывал нелегкий тогда путь с Васильевского острова, где он жил, на улицу Герцена в Союз художников, выбирая разные маршруты, чтобы увидеть, запомнить и передать облик притихших улиц. Постепенно менялся городской пейзаж, больше появлялось примет войны. Вспоминая, художник пишет: «Голод – страшное мучение, выпавшее на долю жителей Ленинграда. Смерть не щадила никого. Холод также подкашивал силы. Из-за небывалых морозов и отсутствия топлива город производил впечатление насквозь промерзшего, безжизненного. Улицы кое-где оживлялись фигурами, бредущими в магазин за получением пайка или везущими на детских санках воду с Невы, так как водопровод не действовал». Ходить по городу в поисках материала и впечатлений при отсутствии транспорта было очень трудно. Работу затруднял мороз. Часто приходилось ограничиваться рисунком с натуры, записями, сделанными на полях маленьких четвертушек бумаги. А работу М.Г. Платунов продолжал уже дома, где было все-таки чуть-чуть потеплее. Работая над своим циклом в тяжелых условиях войны, художник мужественно преодолевал все выпавшие на его долю испытания. Однако вскоре наступил день, когда М.Г. Платунов настолько ослаб, что был отправлен в больницу. А затем в 1942г. по состоянию здоровья эвакуирован в Йошкар-Олу. И там художнику не давали покоя страшные картины блокадного Ленинграда. Больной, ослабленный блокадой, он, очевидец событий города-фронта, живет идеей необходимости передать правду о блокаде, о стойкости ленинградцев. Оправившись настолько, чтобы держать кисть в руках, он вновь принялся за работу. На протяжении целого года Михаил Георгиевич жил только одной темой, заканчивая начатые в Ленинграде листы, создавая новые. Художник, располагая значительным подсобным материалом, в течение всего 1942г. продолжает работать над задуманным обширным циклом. О творческом процессе создания цикла М.Г. Платунов писал: «Я не сразу нашел материал и технику, которые вполне отвечали бы содержанию. Самым подходящим материалом оказалась гуашь с ее матовой и бархатистой поверхностью, в которой легче добиться тональности, присущей городу». Всего было создано более двухсот работ, составивших цикл «Ленинград в Блокаде». Пробыв в эвакуации почти год, затем в 1943г. М.Г. Платунов был вызван в Москву для показа серии «Ленинград в блокаде» в Комитет по делам искусств и художественной общественности столицы. Часть листов была приобретена комитетом, и художник решил восстановить серию. В коллекции Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В. Григорьева есть восемь работ из этой серии. Часть своего творческого наследия художник предал своим землякам: музею Йошкар-Олы и нашему музею. В своих работах художник использует немногословную, но выразительную палитру, отвечающую настроению тяжелого блокадного времени. Искусствовед С.М. Червонная, освещавшая творчество художника, подчеркивает, что эта серия «была одним из первых в Советском Союзе произведений, посвященных героической обороне Ленинграда». В дальнейшем подобные графические и живописные работы создавались многими мастерами пера и кисти. Серия «Ленинград в блокаде» экспонировалась во многих городах нашей страны и за рубежом. Сотрудник музея Татьяна Киреева Использованный источник:
Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://kmkmuzey.ru/100lethim?start=31#sigProId7677751806 |