100-летие Художественно-исторического музея
К 100-летию музея
История музея в фотографиях
Часть 1 «Как всё начиналось»
Козьмодемьянскому художественно-историческому музею им. А.В. Григорьева 7 сентября 2019г. исполняется 100 лет. О прошлом музея расскажут фотографии. Именно таким было это здание, когда в нем сначала на 2-ом этаже разместился в сентябре 1919г. музей: железные ставни на первом этаже, табличка с названием улицы (ул. Троцкого) и на углу - вывеска музея. Козьмодемьянский уездный краеведческий музей Казанской губернии был открыт 7 сентября 1919г. Инициатором создать на базе бывшей женской гимназии школьный музей был Семён Васильевич Бочкарёв, учитель физики и естествознания, председатель педсовета школы II ступени № 2. Идея была поддержана заведующим Козьмодемьянским внешкольным подотделом народного образования Петром Николаевичем Троицким. Далее последовало разрешительное письмо в Москву и положительный ответ. 10 апреля 1919г. на коллегии отдела народного образования было принято решение «организовать в Козмодемьянске центральный музей по школьному, внешкольному и дошкольному образованию, подыскать для него помещение и передать в проектируемый музей физический кабинет, оставшийся от закрытых в прошлом году педагогических курсов». Согласно Устава музея, он учреждался при Козьмодемьянском внешкольном подотделе в целях «изучения местного края в историческом, археологическом, этнографическом, естественно-историческом, художественном и промышленном отношениях». А.В. Григорьев, будучи губернским внешкольным инструктором, мыслил масштабно и дальновидно. Он считал, что необходимо «организовать не школьный музей, а общенародный, краеведческий с художественным отделом». В сентябре 1919г. Наркомпрос РСФСР назначает А.В. Григорьева на должность уполномоченного Всероссийской коллегии по делам музеев Козьмодемьянского, Чебоксарского, Ядринского и Краснококшайского уездов. И первоначальная идея создания музея в помощь школьному образовательному процессу при поддержке и активном участии А.В. Григорьева и подвижников музейного дела перейдет от статуса школьного на более высокий общий уровень. Уездный исполком выделил для музея здание – бывший дом купца С.С. Торсуева по ул. Троцкого (бывшая ул. Успенская, современная ул. Лихачева, д. 7. Здесь сейчас расположена Козьмодемьянская детская художественная школа). Согласно информации из «Казанского вестника» №5 за 1920г., в марте месяце помещению музея, занимавшему лишь верхний этаж дома Торсуева, было решено предоставить и нижний этаж. Музей работал ежедневно, кроме субботы, бесплатно. Первым заведующим музеем был назначен С.В. Бочкарёв. С.В. Бочкарев заведовал музеем: 25.07.1919 – 25.01.1920гг. Умер в возрасте почти 35 лет. В сентябре 1919г. А.В. Григорьев назначен уполномоченным по делам музеев. Оказывает помощь в организации в Козьмодемьянске музея, создает художественный отдел с картинной галереей, содействует ее пополнению. Фотография сделана в экспозиции музея по ул. Троцкого (бывшая ул. Успенская, современная ул. Лихачева, д. 7). 1 ряд: Сергей Фёдорович Пузырников (сидит справа). 2 ряд: Александр Владимирович Григорьев (второй слева), Евгения Григорьевна Григорьева - жена А.В. Григорьева (четвертая слева). На втором плане – стенды (скорее всего, учебные пособия): «Прядильные культуры» (лен, конопля и др.) и «Деревья» (дуб, липа, сосна и др.). Еще в июле 1919г. С.В. Бочкарёв вместе с новым заведующим внешкольным подотделом А.А. Болодуриным пишет воззвание к населению, в котором обращается ко всем жителям города и уезда с просьбой о пожертвовании и передаче для нового учреждения «различных коллекций и отдельных предметов, как-то: гербариев, коллекций насекомых, чучел, шкурок животных и птиц, скелетов и черепов, минералов, ископаемых, старинных предметов домашней утвари, вооружения, одежды, старинных рукописей и знаков, книг, картин, монет...». Жители откликнулись на эту просьбу. Это будут первые экспонаты музея. Фотография сделана в экспозиции музея по ул. Троцкого (бывшая ул. Успенская, современная ул. Лихачева, д. 7). 1 ряд: Сергей Фёдорович Пузырников (лежит справа). 2 ряд: Евгения Григорьевна Григорьева - жена А.В. Григорьева (третья слева), Александр Владимирович Григорьев (четвертый слева). В 1920-е гг. в музее было много школьных приборов по электротехнике, посуда, ружья, столы, стулья, чучела птиц, животных: лося, медведя, двуглавого теленка. Говорят, в музее в доме Торсуева картин висело очень мало, они не производили большого впечатления. Новых советских граждан надо было приучать к искусству. К формированию художественного отдела музея активно подключается А.В. Григорьев: ему как профессиональному художнику это было очень важно. Картины Волжско-Камской передвижной художественной выставки 1918г. послужили началом формирования художественной коллекции Козьмодемьянского музея. Далее поддерживаются связи с Казанью и Москвой, с отделом по делам музеев и охраны памятников старины и искусства. Испрашиваются денежные средства и посылки «имеющихся ценностей для музея, как-то: для художественного отдела картин, отражающих историю русской живописи, древнерусского искусства от петровской эпохи до передвижничества, передвижников, союза русских художников, «мира искусств», скульптуры, копий, репродукций со старых мастеров запада...». С целью культурного просвещения граждан в музее в доме Торсуева была проведена «Первая Козьмодемьянская выставка картин, этюдов, эскизов, рисунков и проч.», приуроченная к 3-ей годовщине Октябрьской революции (проходила с 7 ноября по 7 декабря 1920г.). Эту выставку организовал и курировал А.В. Григорьев. Работа по формированию коллекции продолжится. При участии А.В. Григорьева музей получил художественные экспонаты из Москвы из Центрального хранилища государственного музейного фонда. Эти и другие произведения искусства составят «золотой фонд» художественной коллекции музея. Заслуги А.В. Григорьева в становлении музея в Козьмодемьянске были высоко оценены еще в 1920г.: постановлением исполкома Козьмодемьянского уездного совета от 4 ноября 1920г. музею было присвоено имя А.В. Григорьева «в честь третьей годовщины Октябрьской революции и в виду усиленной работы в области народного образования и как основателя музея». Стоит добавить, что в 1938г., после того как Александра Владимировича арестовали, его имя с музея было снято. Е.Г. Григорьева была музейным сотрудником и в течение нескольких месяцев заведовала музеем: кон. 1920 – апрель 1921г. Сергей Фёдорович Пузырников сначала был сторожем музея, затем ответственным хранителем. В 1921г. назначен на должность директора (сер. 1921 – октябрь 1938г.). В 1938г. расстрелян. Дочь С.Ф. Пузырникова вспоминает об отце: «Папа очень любил ходить на охоту, но не для того, чтобы развеяться, отдохнуть, а чтобы собрать экспонаты. Почти всех зверей и птиц отец отлавливал сам, изготавливал из них чучела. Все это делалось для любимой работы. Он стремился показать в музее как можно больше наглядности». Т.А. Крюкова (1904 – 1978), известный ученый-этнограф, видный музейный работник. Внучка городского головы Козьмодемьянска, купца П.Ф. Бычкова. Родилась в Козьмодемьянске. Окончила гимназию в 1921г., ставшей к тому времени школой II ступени. После окончания школы уезжает учиться в Нижний Новгород, затем в Петроград. В 1928г. на три года вынуждена была вернуться в Козьмодемьянск. Это была ссылка. В 1928г. по личному ходатайству А.В. Григорьева, который с 1922г. жил и работал в Москве, Т.А. Крюкова была устроена на работу в Козьмодемьянский музей. Здесь она начала заниматься этнографией и музейными экспозициями. В 1931г. вернулась в Ленинград. Годы работы в музее: 1929 – 1931гг. Кроме трудов этнографического характера, Т.А. Крюковой был написан важный для музея доклад 1929г. «Обследование Козьмодемьянского Марийского национального музея им. А.В. Григорьева. Его недостатки, ближайшие задачи, перспективы». Фотография сделана в экспозиции музея по ул. Троцкого. В музее проходили выставки достижений сельского хозяйства с показом выращенного урожая. Огромные тыквы, картофель, капуста и другие удивительные экземпляры сельскохозяйственной продукции представляли интерес для зрителя. Смоленский собор, построенный в 1871г., был закрыт в 1929г. Здание лишилось пятиглавия и в 1933г. было передано Горномарийскому (написание: Горно-Марийскому) районному краеведческому музею Марийской автономной области. Своим присутствием в стенах церковного храма музей фактически спас его от разрушения. С переводом музея в собор было решено забелить все росписи: живописные изображения ангелов и учеников Иисуса Христа, т.е. придать внутреннему виду более цельный светлый вид, не отвлекающий зрителя от музейных экспозиций. Во времена атеизма другой формулировки и быть не могло. Стены и верх храма «замаскировали»: покрыли известью. Остались незабелёнными лишь растительные орнаменты. Это хорошо видно на фотографии №14. Внутри собора был сделан второй этаж, где разместилась картинная галерея. На первом этаже – экспозиции истории, археологии, этнографии и др. Здесь в этих церковных стенах музей проживет жизнь длиною около 65 лет. В 1998г. храм снова передадут верующим, и 1 августа состоится первое богослужение. На фотографии в экспозиции музея стоят примитивные шкафы с экспонатами, витрины «домиком», столы, застеленные газетками и множество самодельных плакатов и графиков. Среди всего прочего на стене висят натюрморты «бубновалетовцев» И. Машкова и С. Лобанова. Выставка, посвященная детям. Согласно одному плакату-графику под названием «Помощь детям борцов революции» видно, как растет сбор средств таким детям: в 1931г. собрали 13 р., в 1932г. – 30р., а в 1933г. – 158 р. Эта экспозиция уже больше похожа на картинную галерею. В разных по дизайну витринах размещена коллекция фарфора. Обращает на себя внимание развеска картин, типичная для того времени: в 3-4 ряда, с наклоном. Живописные полотна на фотографии узнаваемы: «Демьянова уха» А. Волкова, «Пруд» Л. Каменева, «Стадо у ручья» А. Киселева, «Лунная ночь на Черном море» И. Айвазовского, «Цыганка» К. Маковского и др. Чем не «2-ая Третьяковка» на Волге, о которой мечтал А.В. Григорьев! В 1936г. музей стал называться Горномарийским районным краеведческим музеем Марийской АССР. Выставка картин казанских и козьмодемьянских художников: В.К. Тимофеева, П.А. Радимова, И.М. Пландина и др. Фрагмент исторической экспозиции. Для экспозиций музея краеведческого, естественно-научного, исторического и других направлений было характерно обилие информационных стендов. Это подчеркивало образовательную функцию музея. Отдел «Животный и растительный мир». В витринах – чучела птиц. На витрине – чучело ушастой совы, которое до сих пор находится в экспозиции «Природа» нашего музея. На столе – чучело теленка с двумя головами. На стене на плакате написано известное выражение И.В. Мичурина, великого преобразователя природы: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». О том, каким был музей в эти довоенные годы вспоминает художник и музейный работник В.К. Сергеев: «Я посещал музей с детства и постоянно много лет. Первые мои впечатления складывались о нем, как о каком-то складе, загроможденном снизу доверху всевозможными подставками и шкафами. Я видел массу стеклянных банок, наполненных жидкостью, от которых пахло аптекой. В них были маленькие мертвые зародыши, лягушки, рыбы. Кругом стояла масса приборов по всем видам техники, вертушки с картинами. Показывался процесс валки валенок, тут лежали и желтые рукавицы. Были тут и птицы, и медведь с лосем, и двуглавый теленок, и еще что-то, даже трудно описать все, что там было. Только вспоминается теснота, загроможденность, не представляющая отделы и их конкретное назначение». В экспозиции представлена археологическая коллекция, оружие, палеонтологические экспонаты – кости древних животных. Интересная информация о том, как собирались кости вымерших животных. В «Казанском вестнике» (№6 1920г.) было опубликовано письмо А.В. Григорьева, которое он писал как отчет о проделанной работе: «Было получено сообщение о том, что в районе д. Куликалы в одном из оврагов вываливается чуть ли не целый скелет мамонта и что отдельные кости окрестными крестьянами разносятся по домам и утилизируются для своих надобностей. Во избежание расхищения и сохранения костей мамонта организована была комиссия из трех лиц: заведующего историко-археологическим отделом т. Г. Алексеева, хранителя музея т. С. Пузырникова и ученика местной художественной мастерской т. К. Великанова для раскопок. Сообщение о существовании целого скелета не оправдалось, но результаты поездки оказались весьма ценными для освещения доисторического прошлого Козьмодемьянского уезда (те кости сейчас находятся в музее). Также было найдено два каменных орудия палеолитической эпохи…». В музее в эти годы еще не было парадной центральной лестницы. Вход на второй этаж был по деревянным лестницам справа и слева. На видном почетном месте висит портрет отца всех времен и народов, обязательный атрибут всех общественных, образовательных и культурных заведений. На первом этаже в самом центре стоит чучело лося. Если первоначально музей напоминал склад, то уже в поздние годы, до Великой Отечественной войны, экспозиция музея была изменена в лучшую сторону. Распределены по отделам промышленность, сельское хозяйство, история и быт города и района. Отделы сопровождались текстовкой и дополнительно художественным оформлением. Музей часто внутри переустраивался. Все много раз перевешивалось, переставлялось. Музейные работники искали наилучшие варианты, связанные с пополнением экспонатов, с изменением экспозиций. Труд музейных работников первых лет не пропал даром. Музей стал более цельным, отличался широкой тематикой и информативностью представленного материала, приобретал эстетический вид. Но мирную жизнь прервала война. Директором в предвоенные годы (1938 – сентябрь 1941гг.) был Михаил Николаевич Чудаков, который вместе еще с одним сотрудником музея - Николаем Тимофеевичем Фоминым осенью 1941г. ушли на фронт. С войны музейные работники не вернулись: погибли, защищая Родину. Во время Великой Отечественной войны музей был закрыт, не функционировал. Его хранителем райисполком назначил художника И.М. Пландина. Он глубоко переживал и душевно болел за судьбу музея, а особенно за картины. Музей не отапливался: было сыро и холодно. И.М. Пландин проверял его каждый день, все ли было на своем месте. Вскоре после окончания войны за музей взялись с новой заботой о нем. Нужно было спасать пострадавшие от сырости картины, некоторые из них были попорчены, отставала краска, провисали полотна, разваливались рамы. Со всех чучел полезла шерсть. Некоторые картины покрылись плесенью. Пришлось принимать срочные меры, так как дожидаться специалистов-реставраторов было делом довольно растяжимым. И.М. Пландин и художник В.К. Сергеев подклеили рамы, прочистили картины, сделали очень осторожно подтяжку холстов, так как подрамники тоже все развалились.
А.В. Григорьеву, С.В. Бочкареву, С.Ф. Пузырникову, Е.Г. Григорьевой, М.Н. Чудакову, И.М. Пландину, В.К. Сергееву и многим другим подвижникам музейного дела художественная коллекция, как и музей в целом, обязан своей жизнью. Мы об этом помним.
Сотрудник музея Татьяна Киреева
Слова благодарности хранителю фотофонда О.В. Кораблевой и ученому секретарю музея В.Л. Шерстнёву. |